Пcихолого-педагогическое
сопровождение образовательной деятельности
Основной целью деятельности службы является психолого-педагогическое
сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в
процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение
индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
Одна из задач
социально - психологической службы – обеспечить такой психологический
климат, когда детям хочется учиться, учителям работать, а родители не жалеют,
что своего ребенка отдали именно в эту школу.
Зачем нужна школе
психоло-педагогическая служба?
В каких случаях
обращение к школьному психологу, социальному педагогу просто незаменимо? Чем
могут помочь специалисты родителям, учителям, обучающимся? Давайте разбираться
в этом.
В современном сложном
мире любой взрослый человек испытывает трудности, под влиянием которых начинает
сомневаться в себе, в своих близких. Мы вступаем в конфликты с друзьями и
незнакомыми людьми, что может нас раздражать, а иногда и повергать в депрессию.
Напряженная жизнь и стремление все успеть порождают стресс. Если же мы
обратимся к детям, подросткам, девушкам и юношам, то вышеописанная ситуация
усугубляется тем, что все они находятся в процессе развития, формирования, со
многими явлениями сталкиваются впервые и иногда отчаянно нуждаются в помощи
такого профессионала, который выслушает, поддержит, откроет нечто важное в
самом себе. Такими профессионалами и являются педагог-психолог, социальный
педагог.
Даже если жизнь
складывается вполне нормально, именно они своими методиками подтвердят, что это
действительно так. А может уловят некие предвестники будущих трудностей и
скорректируют развитие так, чтобы избежать нежелательных последствий. Вот мама
заметила, что ее первокласснику трудно сосредоточиться на простом домашнем
задании или применить правило. Психолог проведет диагностику, установит
причину, даст рекомендации.
Давайте вспомним, как
нелегко большинству из нас давался выбор профессии. Начиная с 7-х – 8-х
классов, педагог-психолог, социальный педагог помогает подростку лучше понять
себя, выявить свои предпочтения, а затем в старших классах сделать правильный
профессиональный выбор.
Психолог работает
с детскими коллективами по формированию навыков конструктивного взаимодействия,
развитию познавательных процессов, интуиции, уверенности; проводит коррекцию
школьной тревожности и неуспешности.
Главной сферой
деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения
личности и сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в
современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем
окружении, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному
назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно
выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную
профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического,
социального и т. п. плана), отклонений в поведении.
Логопедия
– это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она
изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их
предупреждения и коррекции.
Раньше небольшие
отклонения от нормы в произношении звуков не считались проблемой, поэтому часто
можно было встретить ситуацию, когда ребенок плохо говорил даже в возрасте 7-8
лет. Подход к проблеме изменился в 20 веке, когда специалистами была выявлена
прямая связь между правильным звукопроизношением и психическим развитием
ребенка.
Безусловно, нарушения
речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно
усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в
социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство
речевых дефектов проявляется достаточно рано.
Деятельность по оказанию
психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения
осуществляется в соответствии с документами:
Ø Конвенция о правах ребенка;
Ø Декларация о правах инвалидов;
Ø Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
Ø Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
Ø Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
Ø Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями);
Ø Указы и распоряжения Президента РФ;
Ø Постановления и распоряжения Правительства РФ;
Ø Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Министром образования и науки Российской Федерации 19.12.2017;
Приказы и инструкции Министерства просвещения и
Министерства науки и высшего образования:
Ø Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";
Ø Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» (далее – Примерное положение о ППк);
Ø Распоряжение Минпросвещения России от 06.08. 2020 № Р-75 «Об утверждении примерного положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» (далее-распоряжение № Р-75);
Ø Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 № Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях» (далее-распоряжение № Р-193);
Ø Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог- психолог (психолог в сфере образования)";
Ø Приказ Минтруда России от 10.01.2017 №10н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области воспитания»»
Законы и постановления органов субъекта Российской
Федерации:
Ø Письмо КО СПб от 7 марта 2018 г. N 03-28-1500/18-0-0"Об организации деятельности по оказанию психолого-педагогической помощи обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга";
Ø Закон Санкт-Петербурга от 26.06.2013 N 461-83 "Об образовании в Санкт- Петербурге»;
Ø Распоряжение Комитета по образованию от 24.08.2021 № 2395-р «Об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогическому сопровождению» (далее – распоряжение № 2395-р).