01.12.2020
«Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года. Концепция духовно нравственного
развития и воспитания личности гражданина России. Традиционные и инновационные
средства и формы воспитательного процесса»
Приоритетная
задача Российской Федерации – формирование новых поколений, обладающих знаниями
и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные
нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым
инструментом решения этой задачи является воспитание детей. Стратегические
ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В.
Путиным: «…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России –
зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой
родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре,
традициям людей, которые живут рядом». Стратегия развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия) призвана
определить комплекс действий, адекватных динамике социальных, экономических и
политических изменений в жизни страны, учитывающих особенности и потребности
современных детей, социальные и психологические реалии их развития.
Стратегия
ориентирована на качественно новый общественный статус социальных институтов
воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального
сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ,
предусматривающих культурно-исторический системно-деятельностный подход к
социальной ситуации развития личностного потенциала детей и подростков.
Реализация Стратегии предполагает качественные изменения в отечественной
системе воспитания, направленные на эффективное обеспечение таких личностных
результатов развития детей, как их духовно-нравственные ценностно-смысловые
ориентации, мотивация к непрерывному личностному росту, коммуникативные и
другие социально значимые способности, умения и навыки, обеспечивающие
социальное и гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни,
обществе и профессии.
Цель
Стратегии:
Определить
приоритеты государственной политики в области воспитания детей, основные
направления развития воспитания, механизмы и ожидаемые результаты реализации
Стратегии, обеспечивающие становление российской гражданской идентичности,
укрепление нравственных основ общественной жизни, успешную социализацию детей,
их самоопределение в мире ценностей и традиций многонационального народа
Российской Федерации, межкультурное взаимопонимание и уважение.
Задачи
Стратегии:
-создать
условия для консолидации усилий институтов российского общества и государства
по воспитанию подрастающего поколения на основе признания определяющей роли
семьи;
-обеспечить
поддержку семейного воспитания на основе содействия ответственному отношению
родителей к воспитанию детей, повышению их социальной, коммуникативной и
педагогической компетентности;
-повысить
эффективность воспитательной деятельности в системе образования субъектов
Российской Федерации;
-сформировать
социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей и
интегрирующую воспитательные возможности образовательных, культурных,
спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других
организаций;
-обеспечить
равный доступ к инфраструктуре воспитания детей, требующих особой заботы
общества и государства, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Приоритетами
государственной политики в области воспитания являются:
-воспитание
детей в духе уважения к человеческому достоинству, национальным традициям и
общечеловеческим достижениям;
-поддержка
определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и
защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми
иными лицами;
-защита
прав и соблюдение законных интересов каждого ребёнка;
обеспечение
соответствия воспитания в системе образования традиционным российским
культурным, духовно-нравственным и семейным ценностям;
-обеспечение
условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного
развития детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
-формирование
позиции личности по отношению к окружающей действительности;
-воспитание
языковой культуры детей;
-развитие
сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства,
образовательных, научных, традиционных религиозных и иных общественных
организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в
совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения
граждан Российской Федерации.
Стратегия
определяет основные направления развития воспитания – это:
1.Развитие
социальных институтов воспитания
- поддержка
семейного воспитания - сохранение, укрепление и развитие
культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и
духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России;
популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в
том числе многодетных и приемных;
- развитие
воспитания в системе образования - обновление содержания
воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом
опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации
воспитательного компонента федеральных государственных образовательных
стандартов; содействие разработке и реализации образовательных программ,
включению в образовательные программы элементов, направленных на повышение
уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям, подготовку
личности к браку и семейной жизни на основе традиционных семейных и
нравственных ценностей;
- расширение
воспитательных возможностей информационных ресурсов - создание
условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет,
кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение);
содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных
и семейных ценностей в информационном пространстве;
- поддержка
общественных объединений в сфере воспитания - улучшение
условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных
объединений с образовательными организациями общего, профессионального и
дополнительного образования в целях содействия реализации и развития
лидерского и творческого потенциала детей; широкое привлечение детей к
участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих,
культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях,
волонтерском движении;
2. Обновление
воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе
отечественных традиций
- гражданское
воспитание;
- патриотическое
воспитание и формирование российской идентичности;
- духовное и
нравственное воспитание;
- приобщение
детей к культурному наследию;
- популяризация
научных знаний;
- физическое
воспитание и формирование культуры здоровья;
- трудовое
воспитание и профессиональное самоопределение;
- экологическое
воспитание.
Обеспечение духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей
современной государственной политики Российской Федерации.
Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной
сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно
зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих
ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Законом
Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального
государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного
учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников
и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное
развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Духовно-нравственное
развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной
образовательной системы и представляет собой важный компонент социального
заказа для образования.
Содержание
духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в
соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый
характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество
разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Сфера
педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими
положениями:
- усилия
общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи
активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- общее
образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами
социализации, является основным институтом педагогического воздействия на
духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом
основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и
воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на
основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного
педагогического опыта, является педагогический коллектив
общеобразовательного учреждения;
- содержание
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность
педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть
сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия
общества и государства. Сфера общего образования призвана обеспечивать
духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для
становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России
национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и
общественной жизни.
Духовно-нравственное
развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в
педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия
обучающимся ценностей:
- семейной
жизни;
- культурно-регионального
сообщества;
- культуры
своего народа, компонентом которой является система ценностей,
соответствующая традиционной российской религии;
- российской
гражданской нации;
- мирового
сообщества.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье
проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения
человека.
Следующая
ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью
традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной
жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью,
родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются
конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная
земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более
высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской
Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом
могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа
России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость
в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения
и начальной социализации.
Таким
образом, ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень
процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского,
патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий
культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской
Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в
судьбе России.
В
развитии индивидуальности каждого ребёнка имеет большое значение работа
классного руководителя. Работая с детьми, классные руководители нашей школы
нацелены на реализацию личностно-ориентированного подхода, используют
дифференцированный и индивидуальный метод работы с учащимися. Внедряя как
общеизвестные, так и инновационные методы, и формы работы с воспитанниками,
классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней
для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и
дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры,
разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее. В основе
развития новой воспитательной системы лежат современные технологии.
Воспитательные технологии как одно из средств воспитания позволяют получить
определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт
взаимодействия, общения, совместной деятельности. Воспитательные
технологии включают следующие системообразующие компоненты:
- Диагностирование
- Целеполагание
- Проектирование
- Конструирование
- Организационно
– деятельностный компонент
- Контрольно
– управленческий компонент
Инновационные
технологии, используемые в воспитательном процессе школы:
- телевизионные
(ток–шоу, «круглые столы», творческие портреты);
- информационно–коммуникативные
(создание презентаций и сайтов, банка идей, видеосюжеты, фото- и
видеоархивы, Интернет);
- нестандартные
технологии (импровизация, интеллектуальный марафон);
- социальное
проектирование
- технология
исследовательской деятельности;
- технология
проектов;
- технология
дидактической игры;
- здоровьесберегающая
технология;
- личностно-ориентированная
технология;
- экологообразовательные;
- кейс
-технологии;
- арт-технологии;
- шоу-технологии
(организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
- групповая
проблемная работа (разработка проектов)
- диалоговые
технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
- диалог
«педагог - воспитанник»
- тренинг
общения
- «информационное
зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды)
Итак,
инновации в воспитании осуществляются не как самоцель, они направлены на
создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих
возможностей. В современных условиях образование и воспитание
должны и могут стать источником личного успеха, ресурсом общественного
развития, инструментом реализации важнейших общечеловеческих ценностей.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства.