Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 605 с углублённым изучением немецкого
языка Выборгского района Санкт-Петербурга
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
ГБОУ школы № 605
Протокол № 16
от «11.06.2025»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБОУ школы № 605
Протокол № 16
от «11.06.2025»
УТВЕРЖДЕНО
Директор
ГБОУ школы № 605
_________Поломошнова Е.Б.
Приказ № 268
от «11.06.2025»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
на 2025 – 2026 учебный год
Санкт-Петербург, Выборгский
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
ояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации среднего общего
образования (далее СОО) следует понимать образоваательную деятельность,
направленную на достижение планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (личностных, метапредметных, предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является частью организационного раздела
ООП СОО и представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
план организации деятельности учебнических сообществ (групп
обучающихся), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
организаций (в том числе и в рамках «Российского движения школьников»);
план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества,
школьные олимпиады по предметам программы среднего общего
образования).
Целью внеурочной деятельности в школе является создание условий для
самоопределения, самовыражения обучающихся, проявления и развития их
творческих способностей.
Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
-удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей и интересов
обучающихся;
-развитие способностей и склонностей обучающихся;
-формирование интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности;
-формирование ключевых социальных компетенций;
-обеспечение успешной адаптации в социуме.
Учебный план внеурочной деятельности ГБОУ школы № 605 с углублённым
изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга,
реализующий среднее общее образование, формируется в соответствии с
требованиями нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утверждённым приказом Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 287 (далее ФГОС основного общего образования);
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 №
03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»;
письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 15.08.2022 №
03-1190 «О направлении методических рекомендаций по проведению цикла
внеурочных занятий «Разговоры о важном»;
санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
детей
и
молодежи»,
утвержденных
постановлением
Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2020 №
28;
санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы
и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2.
1.3. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую
работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и
развить свою самостоятельность.
Реализация содержания программ внеурочной деятельности осуществляется
посредством различных форм организации, отличных от урочной системы
обучения, таких как экскурсии, кружки, секции, конференции, школьное
научное общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, общественно
полезные практики, коллективные творческие дела, сетевые сообщества,
школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военнопатриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные
исследования и другие формы на добровольной основе в соответствии с
выбором участников образовательных отношений, а также с применением
дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в
предусмотренных Законом формах обучения или при их сочетании с
использованием разрешенных и рекомендованных Интернет-ресурсов
(Портал дистанционного обучения ЦОКОиИТ СПб, Российская электронная
школа, Учи.ру, Лекториум, Интернет урок, Якласс, площадка
образовательного центра «Сириус», Московская электронная школа и другие
ресурсы). Традиционные формы организации деятельности: кружки,
факультативы, научные общества учащихся, а также экскурсии, походы,
познавательные игры и беседы, разнообразные учебные и учебноисследовательские проекты. Разнообразные конкурсы рассказов, сочинений,
изобретений. К формам внеурочной деятельности относят и внешкольные
акции познавательной направленности (олимпиады, конференции,
интеллектуальные марафоны). Возможны дополнительные образовательные
модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные
исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной
(классно-урочной).
1.4. Содержательное наполнение внеурочной деятельности
В зависимости от интересов, способностей и запросов обучающихся и их
семей, а также возможностей образовательной организации, часы внеурочной
деятельности используются на социальное, творческое, интеллектуальное,
общекультурное, физическое развитие школьников, создавая условия,
педагогическую поддержку в преодолении трудностей в обучении и
социализации.
Таким образом, часы внеурочной деятельности могут выделяться:
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
на занятия школьников в социально-ориентированных объединениях:
экологических, волонтерских, трудовых и т.п.;
на занятия школьников с педагогами, сопровождающими деятельность
детских общественных объединений и органов ученического самоуправления;
на занятия школьников с педагогами, реализующими исследовательскую
деятельность;
на занятия школьников в рамках циклов специально организованных
внеурочных занятий, посвященных актуальным социальным, нравственным
проблемам современного общества;
на занятия, нацеленные на профориентацию школьников;
на занятия школьников по углубленному изучению отдельных учебных
предметов: физики, химии, биологии, информатики, математики, второго
иностранного языка и т.п.;
на занятия школьников по формированию функциональной грамотности;
на дополнительные занятия школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы;
на дополнительные занятия школьников, испытывающих трудности в
освоении языка преподавания;
на специальные занятия школьников, испытывающих затруднения в
социальной коммуникации как в среде сверстников, так и в обществе в целом;
на занятия школьников в спортивных и туристских секциях и клубах, в рамках
которых может происходить организация турниров, соревнований, походов,
экскурсий, слетов, оздоровительных мероприятий.
1.5. Распределение часов на внеурочную деятельность
Реализуя принцип единства образовательного пространства в сфере общего
образования, с учетом методических рекомендаций Института стратегии
развития образования в ГБОУ школе № 605 с углублённым изучением
немецкого языка Санкт-Петербурга реализуется модель плана внеурочной
деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности,
содержательное наполнение которого представлено:
занятиями обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных
предметов;
занятиями обучающихся по формированию функциональной грамотности;
занятиями обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
профориентационными занятиями с обучающимися;
Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»:
Цикл классных часов для обучающихся «Разговоры о важном»
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей
Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре.
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции
личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением художественной
культуре и повседневной отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных
сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности
школьников: читательской, математической, естественно – научной,
финансовой, направленной на развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные
курсы,
метапредметные кружки или факультативы
Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному
выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии,
осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые
игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых
ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами
получения профессионального образования; создание условий для развития
надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в
конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимися
самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои
силы и возможности.
Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся
Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных
потребностей и интересов.
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к
духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или
углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках
исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением
регионального компонента образования или особыми этнокультурными
интересами участников образовательных отношений; дополнительные
занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной
программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия
для
обучающихся,
испытывающими
затруднения
в
социальной
коммуникации.
Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей
обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов
Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в
творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и
развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников,
формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю,
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных
творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях,
театральных кружках или кружках художественного творчества,
журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия
школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация
спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях
туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных
музеев).
Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и
потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение
деятельности социально-ориентированных ученических сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического
самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной направленности
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека
социальных умений – заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и
принимать другие точки зрения.
Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся
в образовательном пространстве школы, создание условий для развития
ответственности за формирование макро и микро коммуникаций,
складывающихся в образовательной организации, понимания зон личного
влияния на уклад школьной жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение
деятельности Российского движения школьников и Юнармейских отрядов;
волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально
ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, создаваемого для
учета мнения школьников по вопросам управления образовательной
организацией; Совета старост, объединяющего старост классов для
облегчения распространения значимой для школьников информации и
получения обратной связи от классных коллективов; постоянно действующего
школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно
значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов); творческих советов, отвечающих за проведение тех
или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из
наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию
конфликтных ситуаций в школе и т.п.
Занятия проводятся на базе школы в специально приспособленных
помещениях, с использованием необходимой материально-технической базы,
программного оснащения и информационно-технологического обеспечения.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Для организации
внеурочной деятельности, ориентированной на индивидуализацию
образования. В случае ухудшения эпидемиологической обстановки
допускается выведение курсов внеурочной деятельности на обучение с
использованием электронных и дистанционных форм работы (Методические
рекомендации, направленные письмом Минпросвещения России от 07.05.2020
№ ВБ-976/04).
Принципы организации внеурочной деятельности.
Организуя внеурочную деятельность школьников, педагогам рекомендовано
придерживаться следующих принципов:
Интерес. Важно, чтобы педагог помог ребенку найти в школе «свою»
внеурочную деятельность, привлекательную именно для него. Это поможет
укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию
в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения
в нежелательные, антисоциальные виды деятельности.
Сотрудничество. Важно, чтобы педагог организовывал внеурочную
деятельность не столько для детей, сколько вместе с детьми. То есть давал им
возможность взять на себя ответственность за отдельные фрагменты
организации этих видов деятельности - сначала за фрагменты попроще, затем
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
посложнее. Это помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность
и развивая самостоятельность и ответственность.
Доверие. Во внеурочной деятельности педагогу особенно важно стремиться к
установлению доверительных и доброжелательных отношений со
школьниками. Это поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них
значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи
требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и
жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для
подражания.
Не назидательность. Содержание внеурочных занятий не должно
преподноситься ребенку в форме назиданий. Ребенок не должен становиться
пассивным потребителем информации. Важно дать ему самому делать выводы
из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку
зрения, слышать мнения других. Только тогда будет формироваться его
мировоззрение, его собственная жизненная позиция.
Планируемые результаты
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения программы основного общего образования с учетом
выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной
деятельности из перечня, предлагаемого образовательной организацией.
Личностные:
−готовность и способность к саморазвитию;
−сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки,
отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции
личностных качеств;
−сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
−получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
−освоение универсальных учебных действий;
−овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение обучающегося благодаря его участию в
том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной
деятельности - влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного
приобретения на процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на уровне основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно
действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской
деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания,
самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
Контроль за посещаемостью внеурочных занятий
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется
классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости
обучающихся в организациях дополнительного образования детей
(спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях)
осуществляется классным руководителем.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами
организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной
деятельности.
Перерыв между последним уроком (занятием) и началом внеурочных занятий
– не менее 20-30 минут (согласно санитарным правилам и норм СанПиН
1.2.3685-21).
Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет 45 минут.
Расписание внеурочных занятий составляется отдельно от расписания уроков.
Чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации программы
основного общего образования образовательная организация определяет
самостоятельно. Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет
бюджетного финансирования.
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 10 – х классах на 2025 – 2026 учебный год
Направление внеурочной
Название программы
Преподаватель
10 «А»
10 «Б»
деятельности
внеурочной деятельности
Классный час
Разговоры о важном
Никитина Н.Г.
Тихонович Р.В.
Профориентационная
Россия – мои горизонты
Никитина Н.Г.
работа
Тихонович Р.В.
Формирование
Естественно-научная
Хамчиева Д.М.
функциональной
грамотность
Ларионова Т.А.
грамотности
Дополнительное изучение Особенности письменной и
Гаврилова А.О.
отдельных предметов
устной коммуникации
На
пути
к
успеху:
Михайлова О.В.
Всероссийская
олимпиада
школьников по немецкому
языку
К тайнам слова: культура речи
Абаева Р.К.
Алексеева Г.А.
По страницам истории
Тихонович Р.В.
Химия
за
страницами
Михеева Т.В.
учебника
В мире информатики
Фаворский С.И.
Бойцев И. В.
Комплекс воспитательных Ученическое самоуправление
Сухорукова И.В.
мероприятий
«Формула успеха»
ИТОГО:
Всего
ГБОУ школа № 605 с углублённым изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 11 – х классах на 2025 – 2026 учебный год
Направление внеурочной
Название программы
Преподаватель
11 «А»
11 «Б»
деятельности
внеурочной деятельности
Классный час
Разговоры о важном
Мельников И.С.
Алексеева Г.А.
Профориентационная
Россия – мои горизонты
Мельников И.С.
работа
Алексеева Г.А.
Формирование
Естественно-научная
Хамчиева Д.М.
функциональной
грамотность
Ларионова Т.А.
грамотности
Дополнительное изучение Немецкий разговорный клуб
Савельева И.В.
отдельных предметов
Гаврилова А.О.
Практическая
грамматика
Буняева М.В.
немецкого языка
На
пути
к
успеху:
Михайлова О.В.
Всероссийская
олимпиада
школьников по немецкому
языку
Английский для будущего
Канакова Н.В.
Торосян А.А.
Путь к созданию текста
Коротова М.А.
Алексеева Г.А.
Россия – моя история
Тихонович Р.В.
Обществознание: пошаговая
Мельников И.С.
подготовка
Комплекс воспитательных Ученическое самоуправление
Никитина Н.Г.
мероприятий
«Формула успеха»
ИТОГО:
Всего