Спортивное ориентирование

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ школы № 605
_________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 28.08.2023 № 293

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
Срок освоения: 3 года (504 часов)
Возраст обучающихся: 8-14 лет

Разработчик –
Райкова Светлана Александровна
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.

Пояснительная записка ………………………………..………………. стр. 3-7

2.

Рабочая программа 1 года обучения ……………………………………..стр. 8-14

3.

Рабочая программа 2 года обучения …………………………………… стр. 15-21

4.

Рабочая программа 3 года обучения …………………………………… стр. 22-39

5.

Оценочные и методические материалы………………………………. . стр. 30-31

6.

Учебно-методические средства обучения………..………………………стр. 32

2

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность
Общеразвивающая программа «Спортивное ориентирование» относится к физкультурноспортивной направленности.
1.2.
Адресат программы
Программа рассчитана для детей от 8 и подростков до 14 лет. На обучение принимаются как
мальчики, так и девочки с определенной практической или физической подготовкой, не
имеющие медицинских противопоказаний.
1.3.
Актуальность
Данная программа востребована учащимися, которые хотят заниматься спортом, научиться
понимать карты и изучать лесную среду. Умение ориентироваться - это навык, который
необходим и путешественнику, и спасателю, и геологу, и будущему воину, и обычному
водителю машины. При занятиях ориентированием вырабатываются такие необходимые
человеку жизненно важные качества, как самостоятельность, решительность,
целеустремленность, настойчивость при достижении цели, умение владеть собой,
эффективно мыслить в условиях больших физических нагрузок, быстрая реакция.
1.4. Отличительные особенности
Программа ориентирована на изучение вида спорта спортивное ориентирование, при этом
определённое количество часов отводится на подвижные игры, общую физическую
подготовку и специальную физическую подготовку.
1.5. Уровень освоения программы
Уровень освоения программы – базовый. Создание условий для личностного
самоопределения и самореализации учащихся. Выявление и поддержка детей, проявивших
выдающиеся способности.
1.6. Объем и срок освоения программы
Срок реализации программы – 3 года, что составляет 504 учебных часов, 144 часа в 1 и 2 год
и 216 часов в 3 год.
1.7. Цель и задачи программы
Цель - раскрытие и реализация физического и интеллектуального потенциала детей и
подростков через обучения навыкам спортивного ориентирования, воспитание
целеустремлённости, взаимовыручки, самообладания, а также всесторонней подготовке
учащихся к соревновательной деятельности.
Задачи:
 Обучающие:
 научить основным приемам техники и тактическим действиям в спортивном
ориентировании;
 дать представление об организации и построении учебно-тренировочных занятий и
соревнований;
 познакомить обучающихся с межпредметными связями и получить дополнительные
знания по дисциплинам: физиология человека, ОБЖ, гигиена и санитария, топография и
картография, география, краеведение, экология, психология;
 Развивающие:
 способствовать всестороннему, гармоничному физическому развитию обучающихся и
укреплять здоровье обучающихся;
 способствовать развитию физических качеств (быстрота, ловкость, скоростно-силовые
качества, выносливость).
 Воспитательные:
 формировать умение общения, поддержки в коллективе;
 привлечь детей и подростков к систематическим занятиям спортом;
 воспитывать такие морально-волевые качества, как выдержка, самостоятельность,
уверенность, дисциплина, умение анализировать ситуацию.
1.8. Планируемые результаты освоения программы
 Личностные:
 установка на здоровый образ жизни;
3

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и
поступков окружающих людей в игровой деятельности;
 проявление эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им в
процессе знакомства со спортом;
 применение основных моральных норм на занятиях по спортивному ориентированию.
 Метапредметные:
 получат ключевые компетенции в умении характеризовать явления (действия и
поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося
опыта;
 получат практическое умение находить ошибки при выполнении учебных заданий,
отбирать способы их исправления;
 освоят правила общения и взаимодействия со сверстниками на принципах
взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 получат возможность обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного
отдыха и занятий физической культурой;
 получат навык организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
 применение планирования собственной деятельности, распределения нагрузки и отдыха
в процессе ее выполнения;
 освоение анализа и объективной оценки результатов собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
 получат навык технически правильно выполнять двигательные действия из базовых
видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
 Предметные:
 понимание, что спорт является средством укрепления здоровья, физического и
интеллектуального развития человека;
 освоения практики организовывать и проводить со сверстниками элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
 узнают правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения;
1.9. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Язык реализации программы - образовательная деятельность осуществляется на русском
языке.
Форма обучения - очная.
1.10. Особенности реализации программы
В программе предусмотрено:
 проведение занятий в каникулярное время;
 участие учащихся в массовых мероприятиях и выездах различного уровня;
 серьезная физическая нагрузка;
1.11. Особенности организации образовательного процесса
при приеме в объединение необходимо представление медицинского заключения о
состоянии здоровья учащегося.
1.12. Условия набора в коллектив
на обучение по программе принимаются все дети от 8 и подростки до 14 лет, не имеющие
медицинских противопоказаний.
1.13. Условия формирования групп
В группу второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся не
обучавшиеся в первый год и успешно прошедшие собеседование.
1.14. Количество обучающихся в группе
1 год обучения – не менее 15 человек
2 год обучения – не менее 12 человек
3 год обучения – не менее 10 человек.
1.15. Формы организации занятий
основной формой организации деятельности при реализации программы является учебное
занятие, а также используются следующие формы работы:
 теоретическое занятие: лекция, беседа;
4

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 практическое занятие: освоение приемов и навыков спортивного ориентирования,
самостоятельная работа, отработка техники бега и лыжных ходов;
 итоговое занятие: повторение пройденного материала, анализ результатов на
соревнованиях, подведение итогов.
1.16. Форма организации деятельности учащихся на занятии
В программе реализуются следующие виды работ:
 фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ,
объяснение и т.п.);
 коллективная: организация интеллектуального, творческого и физического развития
группы;
 групповая: организация работы в малых группах, в парах, для выполнения
определенных упражнений;
 индивидуально-групповая: организуется работа с учащимися с целью устранения
пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
1.17. Метериально-техническое оснащение программы
 для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м;
 спортивный стадион на улице;
 для проведения занятий в секции спортивное ориентирование необходимо иметь
следующее оборудование и инвентарь:
№ п/п

Наименование объектов и средств
материально-технического оснащения

Необходимое
количество

1.
2.
3.
4.

Скамейки гимнастические
Стенка гимнастическая
Набор для подвижных игр
Аптечка медицинская

8
9
2
1

5.

Мячи футбольные

5

Примечание

6.
7.
8.
9.

Мячи баскетбольные
5
Мячи волейбольные
10
Комплект матов гимнастических
15
Мячи набивные
10
Контрольные пункт (призмы стороной
10.
30
15см х 15см)
11.
Компаса жидкостные
15
1.18. Кадровое обеспечение
Инструктор по физическому воспитанию физкультурно – спортивной секции «Спортивное
ориентирование»,
реализующий
данную
программу
владеет
следующими
профессиональными и личностными качествами:
 обладает специальным физкультурным образованием;
 владеет навыками и приёмами организации физкультурно – спортивных секций;
 знает физиологию и психологию детского возраста;
 умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
 умеет создать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
 умеет видеть и раскрывать физические способности воспитанников;
 систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и уровень
квалификации по специальности.

5

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-го года обучения
№
Название раздела (темы)
п/п
1. Вводное занятие
2. Теоретическая подготовка
История возникновения спортивного
ориентирования
Одежда и снаряжение
Спортивная карта
Легенда

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Количество часов
Всего
теория практика
2
2
21
1

1

2
2
2

2
2
2

Условные знаки.

4

4

Компас
Питание, режим дня, гигиена,
самоконтроль спортсмена
Основы туристской подготовки
Специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Техника лыжного хода
Учебно-тренировочные игры
Участие в соревнованиях
Итоговое занятие
Итого

2

2

4

4

4
20
58
12
10
12
7
2
144

4
1
2
1
1
1
24

Формы
контроля

Тестирован
ие

19
58
10
9
11
6
2
120

зачёт
зачёт
зачёт
участие

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2-го года обучения
№
Название раздела (темы)
п/п
1. Вводное занятие
2. Теоретическая подготовка

1
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Количество часов
Всего
теория практика
2
2
19

Инвентарь спортсмена

2

2

Спортивная карта
Легенда

2
2

2
2

Условные знаки.

5

5

Компас
Питание, режим дня, гигиена,
самоконтроль спортсмена
Основы туристской подготовки
Специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Техника лыжного хода
Учебно-тренировочные игры
Участие в соревнованиях
Итоговое занятие
Итого

2

2

2

2

4
28
50
12
12
10
9
2
144

4
1
4
1
1
26

Формы
контроля

устный
опрос

Тестирован
ие
устный
опрос
27
50
8
12
9
8
2
118

Зачёт
Зачёт
Зачёт
Участие

6

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3-го года обучения
№
Название раздела (темы)
п/п
1. Вводное занятие
2. Теоретическая подготовка
Обзор ориентирования в России и за
рубежом

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

Количество часов
Всего
теория практика
2
2
20
2

2

Условные знаки. Карта. Легенда.

2

2

Планирование спортивной тренировки
Строение и функции организма
человека, врачебный контроль
Основы туристской подготовки
Специальная физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Техника лыжного хода
Учебно-тренировочные игры
Участие в соревнованиях
Судейство
Восстановительные мероприятия
Итоговое занятие
Итого

2

2

4

4

5
48
64
24
26
14
11
2
4
2
216

5

4

1
1
24

Формы
контроля

устный
опрос
Тестирован
ие
устный
опрос
48
64
20
26
14
10
1
3
2
192

Зачёт
Зачёт
Зачёт
Участие
участие

7

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ школы № 605
_________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 28.08.2023 № 293

Календарный учебный график реализации
дополнительной общеразвивающей программы
«Спортивное ориентирование»
Педагог: Райкова Светлана Александровна

год обучения

дата начала
обучения по
программе

дата
окончания
обучения по
программе

всего учебных
недель

количество
учебных
часов

1 год

01.09.2021

27.05.2022

36

144

2 год

01.09.2022

31.05.2023

36

144

3 год

01.09.2023

31.05.2024

36

216

режим занятий

4 часа в неделю
(2 раза по 2 часа)
4 часа в неделю
(2 раза по 2 часа)
6 часов в неделю
(3 раза по 2 часа)

8

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от №1

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ №605
_________Поломошнова Е.Б.
Приказ от №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
1 год обучения
Возраст учащихся: 8-12 лет

Райкова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2021-2022 учебный год

9

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Характеристика первого года обучения:
Учащиеся 8-12 лет, обучаются по программе «спортивное ориентирование», посещают
секцию 2 раза в неделю. Всего в объединении 15 человек ( девочек и мальчиков).
Результаты диагностики и мониторинга показали, что по своему развитию учащиеся делятся
на 3 группы: с высокими показателями, средними и низкими.
1.

Задачи первого года обучения:

Обучающие:
 ознакомление с основными элементами, приемами и способами ориентирования, кроссового
бега, лыжных ходов;
 изучение основ техники спортивного ориентирования, техники легкоатлетической и
лыжной подготовки;
 дать основы знаний о правилах соревнований по спортивному ориентированию;
 формирование знания основ туристской подготовки.

Развивающие:
 укрепление здоровья спортсмена;
 развивать навыки общения;
 способствовать развитию физических качеств (быстрота, ловкость, скоростно-силовые
качества, выносливость).

Воспитательные:
 формировать мотивацию к занятиям по спортивному ориентированию;
 воспитание бережного отношения к окружающей природной среде;
 воспитывать такие морально-волевые качества, как выдержка, самостоятельность,
уверенность, дисциплина, умение анализировать ситуацию.
2.

3.

Планируемые результаты первого года обучения:

 Личностные:
 сформировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
 сформировать систему значимых социальных и межличностных отношений;
 способность ставить цели и строить жизненные планы.
 Метапредметные:
 общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения.
 Предметные:
 представлять занятия в секции как средство укрепления здоровья, физического развития
и физической подготовки человека;
 измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
 бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения.
4.

№

Календарно-тематическое планирование:

Тема занятия

Кол-во
часов

Дата занятия
План

Факт
10

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

1

2
3

Введение в программу.
Тематический план занятий.
Техника безопасности на занятиях.
Правила поведения в спортивном
зале, на улице и на соревнованиях.
Рассказ о спортивном
ориентировании. Просмотр фильма
об ориентировании.
История возникновения
спортивного ориентирования.

1

1

1 неделя

1

4

Мониторинг ОФП. Эстафеты.

1

5

Одежда и снаряжение спортсмена
ориентировщика.

1

6

Мониторинг ОФП. Игра «сети».

1

7

Карта и цвета в ней.

1

2 неделя
8
9
10
11

Упражнения на ловкость,
координацию, гибкость и скорость.
Условные обозначения в карте.
Прогулка с картой. Взятие первых
контрольных КП.
Прогулка с картой. Взятие первых
контрольных КП.
Бег. Разминка.

1
1
1
1

12

Специальные беговые упражнения.
Игра «засада»

1

13

Условные обозначения в карте.

1

14

Общие физические силовые
упражнения на развитие силы.
Растяжка.

1

15

Взятие контрольных пунктов.

1

16

Специальные беговые упражнения.

1

17
18
19

Тест по условным обозначениям в
карте. Работа над ошибками.
Общие физические упражнения на
силу и гибкость.
Бег. Разминка.

23

Специальные беговые упражнения.
Игра «засада»
Условные обозначения в карте.
Общие физические силовые
упражнения на развитие силы.
Растяжка.
Взятие контрольных пунктов.

24

Специальные беговые упражнения.

20
21
22

25
26
27
28

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Тест по условным обозначениям в
карте. Работа над ошибками.
Общие физические упражнения на

3 неделя

4 неделя

1
1

5 неделя

1
1
1
1
6 неделя
1
1
1
1
7 неделя
1
1

11

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

силу и гибкость.
29

Взятие контрольных пунктов.

1

30

Специальные беговые упражнения.

1

31

Бег. Игра «сети».

1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Упражнения на развитие ловкости и
координации.
Одежда и снаряжение для зимнего
ориентирования.
Общие физические упражнения на
корпус и ноги.
Преодоление дистанции в заданном
направлении.
Растяжка. Работа над ошибками.
Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Упражнения на развитие ловкости и
координации.
Бег. Игра «сети».
Спортивная карта для зимнего
ориентирования и ее особенности.
Специальные физические
упражнения.
Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Масштаб карты и сечение рельефа.
Специальные физические
упражнения
Преодоление дистанции в заданном
направлении.

1
1
1
9 неделя
1
1
1
1
10 неделя
1
1
1
1
11 неделя
1
1
1
1
12 неделя
1

48

Растяжка. Работа над ошибками.

1

49

Преодоление дистанции в заданном
направлении.

1

50

Растяжка. Работа над ошибками.

1

51
52
53
54

Расчеты расстояний по масштабу
карты. Расчет высоты подъема по
сечению рельефа.
Общие физические упражнения.
Правила соревнований по
спортивному ориентированию.
Специальные физические
упражнения.

8 неделя

13 неделя
1
1
1
1

55

Участие в соревнованиях.

1

56

Участие в соревнованиях.

1

57

Анализ ошибок на дистанции.

1

58

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.

1

14 неделя

15 неделя

12

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Компас. Ориентирование карты по
компасу.

1
1
1

Бег. Эстафеты.
Бег. Общая физическая подготовка.
Упражнения на развитие ловкости,
координации.
Преодоление дистанции в заданном
направлении

1
1

Растяжка. Работа над ошибками.

1

Основы классического лыжного
хода.
Основы классического лыжного
хода. Повороты на лыжах.
Основы классического лыжного
хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.

1
1
17 неделя
1
1
1
1

71

Основы элементов конькового хода.

1

72

Спуск и подъем на лыжах

1

73

Упражнения на развитие памяти.

1

74

Лыжная подготовка.

1

75

Спуск и подъем на лыжах

1

76

Основы элементов конькового хода.

1

77
78
79
80
81
82
83

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Отработка конькового и
классического ходов.
Отталкивание палками.
Скольжение.
Упражнения для ориентирования
карты по компасу.
Общая физическая подготовка.
Челночный бег.
Преодоление дистанции в заданном
направлении.

18 неделя

19 неделя

1
1

20 неделя

1
1
1
1

21 неделя

1

84

Растяжка. Работа над ошибками.

1

85

Бег. Растяжка.

1

86

Эстафеты. Игры.

1

87

Легенда и ее применение.
Общая физическая подготовка.
Растяжка.

1

89

Гигиена.

1

90

Специальные физические
упражнения. Игра «сети»

1

88

16 неделя

22 неделя

1
23 неделя

13

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

91
92
93
94

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Лабиринт. Его особенности.
Бег. Специальные физические
упражнения.

1
1
1
1

95

Дистанция выбор и ее особенности.

1

96

Общие физические упражнения.

1

97

Преодоление дистанции выбор.

1

98

Растяжка. Работа над ошибками.

1

99

Бег. Растяжка.

1

100

Эстафеты. Игры.

1

101
102
103
104
105
106

Тест на проверку знаний легенд
контрольных пунктов. Разбор.
Общая физическая подготовка.
Режим дня.
Бег. Упражнения на ловкость и
координацию.
Упражнения, обучающие
правильному выбору взятия КП.
Специальная физическая
подготовка.

1
1

1
1
1

108

Бег. Упражнения на растяжку.

1

109

Бег. Растяжка.

1

110

Эстафеты. Игры.

1

111

Самоконтроль здоровья.

1

114

Бег. Общие физические
упражнения.
Преодоление дистанции в заданном
направлении.
Растяжка. Работа над ошибками.

115

Основы туристской подготовки.

1

116

Специальные беговые упражнения.

1

117

Бег. Растяжка.

1

118

Эстафеты. Игры.
Упражнения, обучающие
правильному выбору взятия КП.
Специальная физическая
подготовка.
Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях

1

119
120
121
122

26 неделя

1

Питание.

113

25 неделя

1

107

112

24 неделя

27 неделя

28 неделя

1
1
1

29 неделя

30 неделя
1
1
1
1
31 неделя

123

Анализ ошибок на дистанции.

1

14

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

127

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.
Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Основы туристской подготовки.

128

Бег. Игра «засада».

1

129

Основы туристской подготовки.

1

130

Общая физическая подготовка.

1

131

Основы туристской подготовки.

1

132

Специальные беговые упражнения

1

133

Участие в соревнованиях

1

134

Участие в соревнованиях

1

135

Анализ ошибок на дистанции.

1

136

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.

1

137

Мониторинг ОФП. Растяжка.

1

138

Общие физические упражнения.

1

139

Мониторинг ОФП. Разминка.

1

124
125
126

140
141
142
143
144

Специальная физическая
подготовка.
Подведение итогов за год.
Обсуждение результатов.
Награждение.
Резерв
Резерв

1
1
1

32 неделя

1

33 неделя

34 неделя

35 неделя

1
1
1
1
1

36 неделя

5. Содержание обучения
1.
Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. Рассказ о спортивном
ориентировании. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в спортивном зале,
на улице и на соревнованиях.
Практика. Ознакомление с помещением. Просмотр фильма об ориентировании.
2. Теоретическая подготовка.
Теория. История возникновения спортивного ориентирования. Одежда и снаряжение
спортсмена ориентировщика. Спортивная карта и ее цвета. Условные обозначения в
спортивных картах. Компас и ориентирование карты. Легенда контрольного пункта.
Питание, режим для, гигиена, самоконтроль спортсмена. Основы туристской подготовки.
3. Специальная физическая подготовка.
Теория. Правила и техника выполнения упражнений.
Практика. Упражнения для развития качеств, необходимых для преодоления дистанций по
спортивному ориентированию.
4. Общая физическая подготовка.
Практика. Упражнения, направленные на всестороннее физическое развитие организма.
5. Технико-тактическая подготовка
Теория. Правила и техника приемов в спортивном ориентировании.
Практика. Сопоставление карты с местностью. Азимут. Ориентирование вдоль линейных
15

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

объектов. Планирование и выбор пути между объектами.
6. Техника лыжных ходов
Теория. Правила и техника выполнения упражнений.
Практика. Передвижение классическим и коньковым лыжными ходами, преодоление
спусков, подъёмов, поворотов.
7. Учебно-тренировочные игры
Теория. Правила, техника и тактика командных игр.
Практика. Отработка навыков взаимодействия между собой и индивидуальных действий
игроков.
8. Участие в соревнованиях
Теория. Правила соревнований спортивного ориентирования.
Практика. Преодоление соревновательных дистанций
9.
Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение.

16

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
2 год обучения
Возраст учащихся: 9-13 лет

Райкова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2022-2023 учебный год

17

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Характеристика второго года обучения:
Учащиеся 9-13 лет, обучаются по программе «спортивное ориентирование», посещают
секцию 2 раза в неделю, успешно освоившие программу 1 года обучения и сдавшие все
переводные нормативы. Всего в объединении 12 человек. Результаты диагностики и
мониторинга показали, что по своему развитию учащиеся делятся на 3 группы: с высокими
показателями, средними и низкими.
1. Задачи второго года обучения:

Обучающие:
 изучение основных элементов, приемов и способов ориентирования, кроссового бега,
лыжных ходов;
 изучение основ технических и тактических действий в спортивном ориентировании;
 изучение основ туристской подготовки.

Развивающие:
 укрепление здоровья спортсмена;
 развивать навыки общения;
 развивать зрительную память;
 развивать физических качеств (быстрота, ловкость, координация, скоростно-силовые
качества, выносливость).

Воспитательные:
 формировать мотивацию к занятиям по спортивному ориентированию;
 воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной и
спортивной деятельности;
 воспитание бережного отношения к окружающей природной среде;
 воспитывать такие морально-волевые качества, как выдержка, самостоятельность,
уверенность, дисциплина, умение анализировать ситуацию.
3. Планируемые результаты второго года обучения:

Личностные:
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
 оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.

Метапредметные:
 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
 общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;

Предметные:
 бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
 в доступной форме объяснять правила (технику) работы с картой и компасом,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
 находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия;
 выполнять технические приемы ориентирования на местности;
 выполнять тактические приемы ориентирования на местности.
4. Календарно-тематическое планирование:

№

Тема занятия

Кол-во

Дата занятия
18

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

часов

1

2
3

Введение в программу.
Тематический план занятий.
Техника безопасности на занятиях.
Правила поведения в спортивном
зале, на улице и на соревнованиях.
Рассказ о спортивном
ориентировании. Просмотр фильма
об ориентировании.
Дистанция по спортивному
ориентированию

План

Факт

1

1

1 неделя

1

4

Мониторинг ОФП. Эстафеты.

1

5

Инвентарь спортсмена
ориентировщика.

1

6

Мониторинг ОФП. Игра «сети».

1

7

Карта и цвета в ней.

1

2 неделя

11

Упражнения на ловкость,
координацию, гибкость и скорость.
Условные обозначения в карте.
Прогулка с картой. Взятие первых
контрольных КП.
Прогулка с картой. Взятие первых
контрольных КП.
Участие в соревнованиях

12

Участие в соревнованиях

1

13

Условные обозначения в карте.

1

14

Общие физические силовые
упражнения на развитие силы.
Растяжка.

1

15

Взятие контрольных пунктов.

1

16

Специальные беговые упражнения.

1

8
9
10

17
18
19

Тест по условным обозначениям в
карте. Работа над ошибками.
Общие физические упражнения на
силу и гибкость.
Бег. Разминка.

23

Специальные беговые упражнения.
Игра «засада»
Условные обозначения в карте.
Общие физические силовые
упражнения на развитие силы.
Растяжка.
Взятие контрольных пунктов.

24

Специальные беговые упражнения.

20
21
22

25
26
27

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Тест по условным обозначениям в
карте. Работа над ошибками.

1
1
1

3 неделя

1

4 неделя

1
1

5 неделя

1
1
1
1
6 неделя
1
1
1
1

7 неделя

1

19

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

29

Общие физические упражнения на
силу и гибкость.
Взятие контрольных пунктов.

30

Специальные беговые упражнения.

1

31

Бег. Игра «сети».

1

28

32
33
34

Упражнения на развитие ловкости и
координации.
Инвентарь для зимнего
ориентирования.
Общие физические упражнения на
корпус и ноги.

1
1

1
1
1
9 неделя

35

Преодоление дистанции выбор.

1

36

Растяжка. Работа над ошибками.

1

37
38
39
40
41
42
43
44

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Упражнения на развитие ловкости и
координации.
Бег. Игра «сети».
Спортивная карта для зимнего
ориентирования и ее особенности.
Специальные физические
упражнения.
Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.

1
1
10 неделя
1
1
1
1
11 неделя
1
1

45

Масштаб карты и сечение рельефа.

1

46

Специальные физические
упражнения

1

47

Преодоление дистанции выбор.

1

48

Растяжка. Работа над ошибками.

1

49

Преодоление дистанции в заданном
направлении.

1

50

Растяжка. Работа над ошибками.

1

51
52
53
54

Расчеты расстояний по масштабу
карты. Расчет высоты подъема по
сечению рельефа.
Общие физические упражнения.
Правила соревнований по
спортивному ориентированию.
Специальные физические
упражнения.

8 неделя

12 неделя

13 неделя
1
1
1
1

55

Участие в соревнованиях.

1

56

Участие в соревнованиях.

1

57

Анализ ошибок на дистанции.

1

58

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.

1

14 неделя

15 неделя

20

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Компас. Ориентирование карты по
компасу.

1
1
1

Бег. Эстафеты.
Бег. Общая физическая подготовка.
Упражнения на развитие ловкости,
координации.
Преодоление дистанции в заданном
направлении

1
1

Растяжка. Работа над ошибками.

1

Основы классического лыжного
хода.
Основы классического лыжного
хода. Повороты на лыжах.
Основы классического лыжного
хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.

1
1
17 неделя
1
1
1
1

71

Основы элементов конькового хода.

1

72

Спуск и подъем на лыжах

1

73

Упражнения на развитие памяти.

1

74

Лыжная подготовка.

1

75

Спуск и подъем на лыжах

1

76

Основы элементов конькового хода.

1

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89

Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Отработка конькового и
классического ходов.
Отталкивание палками.
Скольжение.
Упражнения для ориентирования
карты по компасу.
Общая физическая подготовка.
Челночный бег.
Преодоление дистанции в заданном
направлении.
Растяжка. Работа над ошибками.
Отработка конькового и
классического ходов.
Отталкивание палками.
Скольжение.
Легенда и ее применение.
Общая физическая подготовка.
Растяжка.
Гигиена.

16 неделя

18 неделя

19 неделя

1
1

20 неделя

1
1
1
1

21 неделя

1
1
1
1

22 неделя

1
1
1

23 неделя

21

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

90
91
92
93
94

Специальные физические
упражнения. Игра «сети»
Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Лабиринт. Его особенности.
Бег. Специальные физические
упражнения.

1
1
1
1
1

95

Дистанция выбор и ее особенности.

1

96

Общие физические упражнения.

1

97

Преодоление дистанции выбор.

1

98

Растяжка. Работа над ошибками.

1

99

Бег. Растяжка.

1

100

Эстафеты. Игры.

1

101
102
103
104
105
106

Тест на проверку знаний легенд
контрольных пунктов. Разбор.
Общая физическая подготовка.
Режим дня.
Бег. Упражнения на ловкость и
координацию.
Упражнения, обучающие
правильному выбору взятия КП.
Специальная физическая
подготовка.

1
1

1
1
1

108

Бег. Упражнения на растяжку.

1

109

Бег. Растяжка.

1

110

Эстафеты. Игры.

1

111

Самоконтроль здоровья.

1

114

Бег. Общие физические
упражнения.
Преодоление дистанции в заданном
направлении.
Растяжка. Работа над ошибками.

115

Основы туристской подготовки.

1

116

Специальные беговые упражнения.

1

117

Бег. Растяжка.

1

118

Эстафеты. Игры.
Упражнения, обучающие
правильному выбору взятия КП.
Специальная физическая
подготовка.
Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях

1

119
120
121
122

26 неделя

1

Питание.

113

25 неделя

1

107

112

24 неделя

27 неделя

28 неделя

1
1
1

29 неделя

30 неделя
1
1
1
1
31 неделя

123

Анализ ошибок на дистанции.

1

22

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

127

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.
Упражнения на развитие памяти.
Бег.
Растяжка. Общие физические
упражнения.
Основы туристской подготовки.

128

Бег. Игра «засада».

1

129

Основы туристской подготовки.

1

130

Общая физическая подготовка.

1

131

Основы туристской подготовки.

1

132

Специальные беговые упражнения

1

133

Участие в соревнованиях

1

134

Участие в соревнованиях

1

135

Анализ ошибок на дистанции.

1

136

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.

1

137

Мониторинг ОФП. Растяжка.

1

138

Общие физические упражнения.

1

139

Мониторинг ОФП. Разминка.

1

124
125
126

140
141
142
143
144

Специальная физическая
подготовка.
Подведение итогов за год.
Обсуждение результатов.
Награждение.
Резерв
Резерв

1
1
1

32 неделя

1

33 неделя

34 неделя

35 неделя

1
1
1
1
1

36 неделя

5. Содержание обучения
1.
Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. Рассказ о спортивном
ориентировании. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в спортивном зале,
на улице и на соревнованиях.
Практика. Ознакомление с помещением. Просмотр презентации.
2. Теоретическая подготовка.
Теория. История возникновения спортивного ориентирования. Инвентарь спортсмена
ориентировщика. Спортивная карта. Условные обозначения в спортивных картах. Компас и
ориентирование карты. Легенда контрольного пункта. Виды дисциплин и их особенности в
спортивном ориентировании. Питание, режим для, гигиена, самоконтроль спортсмена.
Основы туристской подготовки.
3. Специальная физическая подготовка.
Теория. Правила и техника выполнения упражнений.
Практика. Упражнения для развития качеств, необходимых для преодоления дистанций по
спортивному ориентированию.
4. Общая физическая подготовка.
23

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Практика. Упражнения, направленные на всестороннее физическое развитие организма.
5. Технико-тактическая подготовка
Теория. Правила и техника приемов в спортивном ориентировании.
Практика. Сопоставление карты с местностью. Азимут. Ориентирование вдоль линейных
объектов. Планирование и выбор пути между объектами.
6. Техника лыжных ходов
Практика. Передвижение классическим и коньковым лыжными ходами, преодоление
спусков, подъёмов, поворотов.
7. Учебно-тренировочные игры
Теория. Правила, техника и тактика командных игр.
Практика. Отработка навыков взаимодействия между собой и индивидуальных действий
игроков.
8. Участие в соревнованиях
Теория. Правила соревнований спортивного ориентирования.
Практика. Преодоление соревновательных дистанций
9.
Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение.

24

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ»
3 год обучения
Возраст учащихся: 10-14 лет

Райкова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023-2024 учебный год
25

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

1.

Характеристика третьего года обучения:
Учащиеся 10-14 лет, обучаются по программе «спортивное ориентирование»,
посещают секцию 3 раза в неделю, успешно освоившие программу 2 года обучения и
сдавшие все переводные нормативы. Всего в объединении 10 человек. Результаты
диагностики и мониторинга показали, что по своему развитию учащиеся делятся на 3
группы: с высокими показателями, средними и низкими.
2.
Задачи третьего года обучения:

Обучающие:
 Сформировать знания о технике и тактике в спортивном ориентировании;
 Формировать интерес, потребность к дальнейшим занятиям спортивным
ориентированием;
 Изучить основы знаний о строении и функциях организма человека;
 Формировать у занимающихся необходимых теоретических знаний в области
физической культуры для самостоятельного использования их в повседневной жизни.

Развивающие:
 Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при
совершенствовании результатов в спортивном ориентировании;
 Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости,
гибкости, координации;
 Развитие способности управлять эмоциями;
 Развитие волевых качеств и целеустремленности.

Воспитательные:
 Формирование спортивного коллектива;
 Воспитание чувства товарищества, взаимопомощи;
 Воспитание умения соревноваться индивидуально и коллективно;
 Привитие учащимся спортивной этики;
 Воспитание чувства патриотизма и ценностного отношения к труду и здоровью.
Планируемые результаты второго года обучения:

Личностные:
 активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
 проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
 проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.

Метапредметные:
 характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
 находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их
исправления;
 общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
 анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
 технически правильно выполнять технические, тактические и физические действия
спортивного ориентирования, использовать их в соревновательной деятельности.

Предметные:
 в доступной форме объяснять правила (технику и тактику) спортивного
ориентирования, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
 выполнять технические приемы спортивного ориентирования;
 выполнять тактические приемы спортивного ориентирования;
 обладать навыками преодоления пересеченной местности (преодоление канав,
поваленного леса, гор и ям, каменистой поверхности).
26
3.

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

4.
№
п/п

1

2

Календарно-тематическое планирование:

Тема занятия
Введение в программу. Тематический
план занятий. Техника безопасности
на занятиях. Правила поведения в
спортивном зале, на улице и на
соревнованиях.
Рассказ о спортивном
ориентировании. Просмотр фильма
об ориентировании.

Кол-во
часов

1

Мониторинг ОФП. Растяжка

1

4

Эстафеты. Игры.

1

5

Мониторинг ОФП. Растяжка

1

6

Взятие КП по памяти.

1

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Спортивные разряды. Уровни
соревнований. Возрастные группы.
Бег. Упражнения на развитие силы и
мощности.
Легенды контрольных пунктов.
Упражнения на развитие
координации и ловкости.

1

1
1
1
1
1

Участие в соревнованиях

1

19

Анализ ошибок на дистанции.

1

23
24
25
26

Дистанция выбор
Дистанция выбор и ее преодоление.
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие памяти.

3 неделя

1

18

22

2 неделя

1

1

21

1 неделя

1

Участие в соревнованиях

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.
Бег. Растяжка
Специальные беговые упражнения.

Факт

1

17

20

План

1

3

Обзор новостей в мире
ориентирования в России и за
рубежом.
Бег. Специальные беговые
упражнения.
Дистанция заданное направление,
тактика выбора пути.
Преодоление дистанции в заданном
направлении
Бег. Специальные беговые
упражнения.
Эстафеты. Растяжка.

Дата занятия

1
1

4 неделя

1
1
1
1
5 неделя
1

27

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

28

Условные обозначения в картах.
Мониторинг знаний.
Общая физическая подготовка.

29

Бег. Общая физическая подготовка.

1

30

Игра «сети»

1

27

1
1

32

Различие рисовки карт в России и за
рубежом.
Специальная физическая подготовка.

33

Бег. Растяжка.

1

34

Специальные беговые упражнения.
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие памяти.

1

31

35
36
37

1
1

1
1
1

41

Тактика на дистанции масс старт.
Преодоление дистанции масс старт
без рассеивания.
Системы рассеивания фарст и по
кругам.
Преодоление дистанции с системой
рассеивания фарст.
Участие в соревнованиях

42

Участие в соревнованиях

1

43

Анализ ошибок на дистанции.

1

44

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.

1

38
39
40

1
1
7 неделя
1
1

Бег. Общая физическая подготовка.
Игра «засада»
Врачебный контроль. Его
необходимость.
Упражнения на скорость.
Строение и функции организма
человека.

1
1

1

51

Бег. Общая физическая подготовка.
Бег. Упражнения на развитие памяти.

52

Растяжка. Игра «12 палок»

1

45
46
47
48
49
50

53
54

Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие памяти.

1
1

1

1

58

Игра «сети». Растяжка.

1

59

Упражнения на развитие скорости.
Растяжка. Общие физические
упражнения
Строение и функции организма
человека.
Бег. Общая физическая подготовка.

1

60
61
62

9 неделя

1

57

56

8 неделя

1

Строение и функции организма
человека.
Бег. Общая физическая подготовка.
Бег. Общая физическая подготовка.

55

6 неделя

1
1
1
10 неделя

1
1

11 неделя

1

28

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

63
64
65
66
67
68
69
70
71

Бег. Растяжка.
Упражнения на развитие памяти.
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие ловкости и
координации.
Бег. Специальные беговые
упражнения.
Эстафеты. Растяжка
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие памяти.
Бег. Общая физическая подготовка.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Игра «засада»
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие ловкости и
координации.

1

1
1

79

Бег с преодолением препятствий.
Отработка техники преодоления.
Бег. Упражнения на развитие силы и
силовой выносливости.
Игра «12 палок»
Дистанция по спортивному
ориентированию.

80
81
82
83

Упражнения на развитие памяти.
Бег с преодолением препятствий.
Отработка техники преодоления.
Бег. Растяжка.

1
1
1
1

72
73
74
75
76
77
78

1
1

1
1

85
86

Преодоление маркира бегом

1

87

Тесты на знание условных
обозначений. Работа над ошибками.

1

88

Упражнения на развитие скорости.
Растяжка

1

1

15 неделя

1
1
1
1

97
98

Общая физическая подготовка.

1

99

Рисуем схему класса.

1

93
94
95
96

14 неделя

1

Игровое занятие.
Игровое занятие.
Восстановительные мероприятия.
Восстановительные мероприятия.
Упражнение на развитие чтения
карты на бегу.
Упражнения на гибкость,
координацию и ловкость.
Восстановительные мероприятия.
Восстановительные мероприятия.
Зимние карты и их особенности.

89
90
91
92

13 неделя

1

Упражнения на развитие силы и
силовой выносливости.
Дистанция маркир.

84

12 неделя

1
16 неделя
1
1
1
1
17 неделя

29

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130

Дистанция по спортивному
ориентированию.
Бег с преодолением препятствий.
Отработка техники преодоления.
Особенности ориентирования на
лыжах.
Упражнения на растяжку,
координацию и ловкость
Общая физическая подготовка.
Растяжка.
Упражнения на развитие памяти
Дистанция спортивного
ориентирования на лыжах.
Дистанция спортивного
ориентирования на лыжах.
Отработка технических элементов
классического лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Отработка технических элементов
конькового лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Кросс на лыжах.
Отработка спусков и подъемов на
лыжах.
Отработка технических элементов
классического лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Отработка технических элементов
конькового лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Кросс на лыжах.
Отработка спусков и подъемов на
лыжах.
Отработка технических элементов
классического лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Отработка технических элементов
конькового лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Кросс на лыжах.
Отработка спусков и подъемов на
лыжах.
Отработка технических элементов
классического лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.
Отработка технических элементов
конькового лыжного хода.
Повороты на лыжах. Отработка
толчка руками.

1
1
1
1
1
1

18 неделя

1
1
1
1
1
1

19 неделя

1
1
1
1
1
1
20 неделя
1
1
1
1
1
1
21 неделя
1
1
1
1
1
22 неделя
1
1

30

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

131

1

143
144

Кросс на лыжах.
Отработка спусков и подъемов на
лыжах.
Работа со столиком для
ориентирования на лыжах.
Мониторинг лыжной подготовки.
Дистанция спортивного
ориентирования на лыжах.
Дистанция спортивного
ориентирования на лыжах.
Дистанция маркир на лыжах и
тактика ее преодоления.
Преодоления маркира на лыжах
Упражнения на развитие памяти.
Общая физическая подготовка. Игра
«12 палок»
Правила соревнований по
спортивному ориентированию.
Специальные физические
упражнения.
Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях

145

Анализ ошибок на дистанции.

1

132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142

147

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.
Игровое занятие.

148

Игровое занятие.

146

154

Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие ловкости и
координации.
Обзор новостей в мире
ориентирования в России и за
рубежом.
Бег. Специальные беговые
упражнения.
Упражнения на развитие скорости.
Растяжка
Упражнения на развитие памяти

155

Бег. Растяжка.

149
150
151
152
153

156
157
158

Упражнения на развитие силы и
силовой выносливости.
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие памяти.

160

Бег с преодолением препятствий.
Отработка техники преодоления.
Игра «12 палок»

161

Бег. Растяжка

159

162
163

Упражнения на развитие силы и
силовой выносливости.
Дистанция по спортивному
ориентированию.

1
1
1
1
23 неделя
1
1
1
1
1
1

24 неделя

1
1
1

1
1
1

25 неделя

1
1
1
1
1

26 неделя

1
1
1
1
1
1
27 неделя
1
1
1
1

28 неделя

31

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

164
165
166
167

Упражнения на развитие памяти.
Планирование спортивной
тренировки.
Общая физическая подготовка.
Растяжка.
Упражнения на тактику выбора пути

1
1
1
1

172

Упражнения на развитие скорости.
Растяжка
Бег. Упражнения на развитие силы и
силовой выносливости.
Упражнения на тактику дистанции
выбор
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Упражнения на развитие памяти.

173

Бег. Общая физическая подготовка.

1

174

Игра «сети»

1

168
169
170
171

175
176
177
178
179
180
181
182
183

Планирование спортивной
тренировки
Общая физическая подготовка.
Растяжка.
Упражнения на развитие скорости.
Растяжка
Игра «12 палок».
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Дистанция по спортивному
ориентированию.
Планирование спортивной
тренировки.
Общая физическая подготовка.
Растяжка.
Бег. Общая физическая подготовка.

1
1
1
1
1

1
1
1
30 неделя
1
1
1
1
1
1
31 неделя

186

Игра «засада». Преодоление
препятствий
Условные обозначения в картах.
Мониторинг знаний.
Общая физическая подготовка.

187

Основы туристской подготовки.

1

188

Общая физическая подготовка.

1

189

Основы туристской подготовки.

1

190

Специальные беговые упражнения

1

191

Участие в соревнованиях

1

192

Участие в соревнованиях

1

193

Анализ ошибок на дистанции.

1

184
185

194
195
196
197
198

Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.
Судейство.
Судейство.
Бег. Общая физическая подготовка.
Игра «засада»

29 неделя

1
1
1

32 неделя

1
1
1
1
1

33 неделя

32

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

199

Основы туристской подготовки.

1

200

Бег. Игра «засада».

1

201

Основы туристской подготовки.

1

202

Общая физическая подготовка.

1

203
204

Основы туристской подготовки
Специальные беговые упражнения

1
1

205

Мониторинг ОФП. Растяжка.

1

206

Общие физические упражнения.

1

207

Мониторинг ОФП.

1

208

Специальная физическая подготовка.

1

209
210
211

Участие в соревнованиях
Участие в соревнованиях
Анализ ошибок на дистанции.
Общие физические упражнения на
силу. Растяжка.
Подведение итогов за год.
Обсуждение результатов.
Награждение.
Резерв
Резерв

1
1
1

212
213
214

215
216

34 неделя

35 неделя

1
1

36 неделя

1
1
1

5. Содержание обучения
1.
Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Тематический план занятий. Рассказ о спортивном
ориентировании. Техника безопасности на занятиях. Правила поведения в спортивном зале,
на улице и на соревнованиях.
Практика. Ознакомление с помещением.
2. Теоретическая подготовка.
Теория. Обзор ориентирования в России и за рубежом. Повторение условных обозначений в
спортивных картах, ориентирование карты по компасу, легенд контрольных пунктов.
Планирование спортивной тренировки. Строение и функции организма человека, врачебный
контроль. Основы туристской подготовки.
3. Специальная физическая подготовка.
Практика. Упражнения для развития качеств, необходимых для преодоления дистанций по
спортивному ориентированию.
4. Общая физическая подготовка.
Практика. Упражнения, направленные на всестороннее физическое развитие организма.
5. Технико-тактическая подготовка
Теория. Правила и техника приемов в спортивном ориентировании.
Практика. Сопоставление карты с местностью. Азимут. Ориентирование вдоль линейных
объектов. Планирование и выбор пути между объектами.
6. Техника лыжных ходов
Практика. Передвижение классическим и коньковым лыжными ходами, преодоление
спусков, подъёмов, поворотов.
7. Учебно-тренировочные игры
Теория. Правила, техника и тактика командных игр.
Практика. Отработка навыков взаимодействия между собой и индивидуальных действий
игроков.
8. Участие в соревнованиях
Теория. Правила соревнований спортивного ориентирования.
33

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Практика. Преодоление соревновательных дистанций
9.
Судейство.
Теория. Распределение обязанностей, функций и особенности их выполнения.
Практика. Судейство тренировочных соревнований.
10. Восстановительные мероприятия.
Теория. Виды восстановительных процедур и их необходимость.
Практика. Восстановительные мероприятия: растяжка, легкий бег, самомассаж и другие.
11. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Обсуждение результатов. Награждение.

34

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
1. Оценочные материалы.
Уровень физического развития и функциональных возможностей организма
определяется с помощью антропометрических измерений и функциональных проб в начале и
в конце сезона. Оценка: результативности освоения программы проводится в начале и в
конце года в форме зачётов (мониторинг) и спортивных соревнований, демонстрирующих
сформированность специальных двигательных умений. В качестве оценочных материалов
используются турнирные таблицы результатов соревнований.
Вид контроля

1-е полугодие

2-е полугодие

Год

1-ый год обучения
Контрольные
испытания (ОФП, СФП)

1

1

2

Соревнования

2

4

6

2-ой год обучения
Контрольные
испытания (ОФП, СФП)

1

1

2

Соревнования

4

4

8

3-ой год обучения
Контрольные
испытания (ОФП, СФП)

1

1

2

Соревнования

4

6

10

 Общефизическая подготовка
Развиваемое
физическое
качество

Контрольные
упражнения
(тесты)

Юноши
1 год

Скоростные
Качества
Скоростносиловые качества
Силовые качества
Силовая
выносливость

Выносливость

Бег на 30 м
Прыжок в длину с
Места
Сгибание и
разгибание
рук в упоре лежа
Подъем
туловища,
лежа на спине
Лыжная гонка
3 км
Лыжная гонка
5 км
Бег 800м
Бег 1000м

2 год

Девушки
3 год

1 год

2 год

3 год

6,2 с

6,0 с

5,8с

6,4с

6,2с

6,0с

110см

120см

130см

100см

110см

120см

6

8

10

5

6

7

8

10

12

7

9

11

+

-

+

-

30:00

-

+

40:00

-

+

-

6:00
-

6:00

-

6:30
-

5:30
35

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 Теоретическая подготовка
Тесты проводятся по учебно-методическому пособию Т.В. Моргуновой «Обучающие и
контрольные тесты по спортивному ориентированию».
Год обучения
1
2
3

Контрольный
тест
1 уровень
2 уровень
3 уровень

Количество
вопросов
13
15
15

Максимальный
балл
10
10
10

Минимальный
балл
6
6
6

2. Методические материалы


Методические пособия для учителя:

№
п/п

Автор

1

А.А.Ширинян, А.В.
Иванов

2

Т.В. Моргунова

3

4

5

6

С.А. Райкова

1
2

Современная подготовка
спортсменаориентировщика. Учебнометодическое пособие.
Обучающие и контрольные
тесты по спортивному
ориентированию: учебнометодическое пособие
Методика
акцентированного
воздействия физической
нагрузки в спортивном
ориентировании в
годичном цикле

2010

М.: Советский
спорт

2008

М.: Советский
спорт

2016

Г.А. Колодницкий,
Внеурочная деятельность
В. С. Кузнецов, М.В.
учащихся (ФГОС)
Маслов
Внеурочная деятельность
Григорьев Д.В.
школьников. Методический
конструктор
Взгляд победителя. Как
выигрывать в
Жоржиу, Мишель
ориентировании, читая
карту


№
п/п

Год
Издательство
издательства

Название, класс

2015

2016

М.:
Просвещение

2021

М.:
Библиотека
СпортМарафон

Литература для учащихся:
Автор

Название, класс

А. Карпельсон

Ориентирование

Т. Ю. Рябкина

Юниорские победы Тани

Год
издательства
2016
2005

Издательство

М.: Академпринт
36

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Переляевой
3. Дистанционная поддержка
Раздел
программы,
темы
Теоретическая
подготовка

Учебно методические
материалы
пособия,
презентации,
тестовые
задания

Проверочные
задания

Срок (период)

Форма
обратной
связи

вопросы, тест

10 ч

Сайт
форум

Специальная и
общая
физическая
подготовка

видеоряд,
фильмы

Логические
задания

10 ч

Сайт
Форум
Онлайн

Техникотактическая
подготовка

Пособия,
тестовые
задания

Логические
задания
Ситуативные
задачи

10 ч

Сайт
форум

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».