Играем в шахматы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ школы № 605
_________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 28.08.2023 № 293

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
«ИГРАЕМ В ШАХМАТЫ»
Срок освоения: 3 года (504 часа)
Возраст учащихся: 7-12 лет

Разработчик:
Молчанова Татьяна Александровна,
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург
2023

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.

Пояснительная записка ………………………………..………………. стр. 3-6

2.

Рабочая программа 1 года обучения ……………………………………..стр. 7-13

3.

Рабочая программа 2 года обучения …………………………………… стр. 14-20

4.

Рабочая программа 3 года обучения …………………………………… стр. 21-29

5.

Оценочные и методические материалы………………………………. . стр. 30-31

6.

Учебно-методические средства обучения………..………………………стр. 31

2

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общеразвивающая программа "Играем в шахматы" относится к физкультурноспортивной направленности.
Программа рассчитана для детей от 7 и подростков до 12 лет. На обучение
принимаются как мальчики, так и девочки без определенной практической или физической
подготовки и без медицинских противопоказаний.
Актуальность создания программы вызвана потребностями учащихся, которые хотят
заниматься шахматами.
Программа ценна своей практической значимостью. Юные спортсмены в ходе
освоения программы получат опыт в разновозрастном коллективе и приобретут опыт
участия в шахматных соревнованиях разного уровня.
Уровень освоения программы - базовый. Реализация данной программы направлена
на создание условий для личностного самоопределения и самореализации учащихся.
Результативность освоения программы является: освоение прогнозируемых
результатов программы и участие обучающихся в районных и городских мероприятиях.
Срок реализации программы - 3 года, что составляет, 504 учебных часа, по 144 часа в
первом и втором гадах обучения и 216 часов в третьем году.
Целью программы является развитие индивидуальных способностей, самореализация
личности учащихся через овладение общеразвивающими и спортивными навыками
шахматной игры.
Задачи:
Обучающие:
 ознакомит учащихся с знаниями теории и практики шахматной игры;
 научить универсальным действиям в различных стадиях партии;
 обучить основам успешного выступления на соревнованиях разного уровня.
Развивающие:
 сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
 развивать индивидуальные творческие наклонности учащихся: аналитический склад
ума, развивать память.
 развивать мотивацию личности к познанию и творчеству.
Воспитательные:
 сформировать интерес к занятиям шахматами;
 воспитывать дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать
внимание;
 содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, уважения к
сопернику и судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
 воспитывать эстетическое восприятие игры как элемента подлинного искусства;
 воспитывать чувство личной ответственности за результат, стремления к достижению
спортивных успехов.
.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
 у учащихся появится первоначального желания быть ответственными,
трудолюбивыми, самодисциплинированными;
 у обучающихся появится желание быть ответственными за личные и коллективные
успехи;
 у детей появится желание уважительно относится к шахматным традициям своего
народы и народов других стран.
Метапредметные результаты:
 у учащихся в определенной мере разовьются психические процессы: активности
памяти, мышления, концентрации внимания, умения сосредотачиваться на проблеме;
3

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 у учащихся в определенной мере разовьются шахматные способности (память,
логическое мышление, шахматная интуиция)
 учащиеся будут уметь общаться друг с другом в разновозрастной группе.
Предметные:
 учащиеся получат представление о теории и практики шахматной игры;
 обучающиеся научатся действиям в различных стадиях партии;
 дети освоят основы успешного выступления на соревнованиях разного уровня.
Язык реализации программы - образовательная деятельность осуществляется на
русском языке.
Форма обучения - очная.
Особенности реализации программы:
Программа реализуется на базе общеобразовательного учреждения ГБОУ № 605.
В программе предусмотрено:
 проведение занятий в каникулярное время;
 участие учащихся в массовых мероприятиях и выездах различного уровня;
 серьезная физическая нагрузка;
 подготовка учащихся к последующему поступлению учащихся в спортивные
организации города.
Особенности организации образовательного процесса:
Основной формой учебной и воспитательной работы по программе является
групповой занятие с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому
обучающемуся. Состав групп разновозрастной, постоянный.
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия, мастерклассы,
тренинги, выполнение самостоятельной работы, сеансы одновременной игры, участие в
шахматных турнирах и соревнованиях. При проведении занятий большое внимание
уделяется развитию личностных качеств обучающихся, таких как выдержка, дисциплина,
терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство.
Условие набора в коллектив - на обучение по программе принимаются все
желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Условия формирования групп
Формируется разновозрастная группа из учащихся без входного тестирования.
По данной программе могут заниматься учащиеся без шахматной подготовки. На
второй и третий год обучения допускается дополнительный набор учащихся с
предварительной подготовкой на основе собеседования и тестирования.
Возраст учащихся, участвующих в реализации образовательной программы:
1 год обучения - 7 - 10 лет
2 год обучения - 8 - 11 лет
3 год обучения - 9 - 12 лет
Количество обучающихся в группе
Списочный состав группы формируется с учетом данного вида деятельности (игра в
шахматы) в соответствии с санитарными нормами и особенностями реализации
краткосрочной программы.
Наполняемость групп:
1 год обучения - 15 человек.
2 год обучения - 12 человек.
4

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

3 год обучения - 10 человек.
Формы организации занятий:
Комбинированное занятие направлено на интеграцию задач и методов разных типов
занятий. Усложнение технологии и структуры занятия обусловлено растущим уровнем
мастерства шахматистов.
Групповые занятия проводятся со всей группой детей, работающих над решением
одной задачи под воздействием разных средств обучения.
Формы проведения занятия.
Основной формой организации деятельности при реализации программы является
учебное занятие, а также используются следующие формы работы
 теоретическое занятие: лекция, беседа;
 практическое занятие: освоение приемов игры в шахматы, разучивание дебютов,
отработка различных навыков, самостоятельная работа;
 турнир, соревнование;
 итоговое занятие: повторение пройденного материала, подведение итогов.
Формы организации деятельности учащихся на занятии
В программе реализуются следующие виды работ:
 фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно (беседа, показ и
т.д.);
 коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми детьми одновременно (создание коллективного творческого продукта и
т.д.);
 групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в
малых группах, в т.ч. в парах, для выполнения определенных задач; задание
выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы
могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в
зависимости от цели деятельности.
Материально-техническое оснащение программы
 освещенный кабинет;
 комплект с шахматами, досками и шахматными часами – 8 шт.;
 столы – 8 шт.;
 стулья – 16 шт.;
 демонстрационная шахматная доска с комплектом магнитных шахмат;
 шахматные диаграммы для решения задач,
 шкаф для хранения шахматной и методической литературы - 1шт.
Для реализации данной программы «Играем в шахматы» каждому учащемуся
необходимо иметь на каждом занятии:
 тетрадь в клетку;
 простой карандаш;
 стирательная резинка;
 ручка.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования по направлению
деятельности - шахматы.

.
5

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-го года обучения
№п/ Название раздела, темы
п
1.
Вводное занятие.

Количество часов
Всего Теория Практика
1
1
0

Формы контроля

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

1
60
20
42
10
4
4

1
20
10
13
0
0
2

0
40
10
29
10
4
2

опрос
текущий контроль, опрос
текущий контроль, опрос
текущий контроль, опрос
зачет
зачет
текущий контроль, опрос

2
144

1
48

1
96

текущий контроль, опрос

9.

Исторический обзор.
Первоначальные понятия
Эндшпиль
Тактика
Турнир
Конкурс решения задач
Спортивный режим и
физическая подготовка
Итоговое занятие
Итого

опрос

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2-го года обучения
№ Название раздела, темы
п/п
1.
Вводное занятие.
2.
Судейство и организация
соревнований
3.
Исторический обзор
4.
Миттельшпиль.
5.
Эндшпиль
6.
Дебют
7.
Турнир
8.
Конкурс решения задач
9.
Спортивный режим и
физическая подготовка
10. Итоговое занятие
Итого

Количество часов
Формы контроля
Всего Теория Практика
2
1
1
входное тестирование
4
2
2
текущий контроль, опрос
12
40
30
30
10
10
4

4
14
6
18
0
0
2

8
30
24
12
10
10
2

текущий контроль, опрос
текущий контроль, опрос
текущий контроль, опрос
текущий контроль, опрос
зачет
зачет
текущий контроль, опрос

2
144

1
48

1
96

текущий контроль, опрос

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3-го года обучения
№п Название раздела, темы
Количество часов
Формы контроля
/п
Всего Теория Практика
1.
Вводное занятие.
2
1
1
входное тестирование
2.
Конкурс решения задач
12
0
12
зачет
3. Исторический обзор.
16
6
10
текущий контроль, опрос
4.
Миттельшпиль
58
24
34
текущий контроль, опрос
5.
Эндшпиль
60
18
42
текущий контроль, опрос
6.
Дебют
42
13
29
текущий контроль, опрос
7.
Турнир
12
0
12
зачет
8.
Спортивный режим и
10
4
6
текущий контроль, опрос
физическая подготовка
9.
Итоговое занятие
4
2
2
текущий контроль, опрос
Итого 216
68
148

6

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ школы № 605
_________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 28.08.2023 № 293
Календарный учебный график реализации
дополнительной общеразвивающей программы
«Играем в шахматы»
Педагог: Молчанова Татьяна Александровна

год обучения

дата начала
обучения по
программе

дата
окончания
обучения по
программе

всего учебных
недель

количество
учебных
часов

1 год

01.09.2023

31.05.2024

36

144

2 год

01.09.2024

31.05.2025

36

144

3 год

01.09.2025

31.05.2023

36

216

режим занятий

4 часа в неделю
(2 раза по 2 часа)
4 часа в неделю
(2 раза по 2 часа)
6 часов в неделю
(3 раза по 2 часа)

7

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
на заседании
Педагогического совета
Протокол от 28.08.2023 №1

УТВЕРЖДЕНО
Директор ГБОУ школы № 605
_________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 28.08.2023 № 293

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Играем в шахматы»
Год обучения 1
Возраст обучающихся 7-10 лет

Молчанова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования

8

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Особенности организации образовательного процесса первого года обучения
Группы детей со стандартными образовательными потребностями. В объединении
занимаются как девочки, так и мальчики.
Программа адресована детям 7 – 10 лет. В группах дети разного возраста.
Задачи 1 года обучения
Обучающие:
 обучить основным правилам шахматной игры;
 обучить шахматной нотации;
 ознакомить с правилами шахматного этикета;
 ознакомить с видами соревнований, и их местом в учебно-тренировочном процессе;
 ознакомить с основами теории шахматной игры (дебюта, миттельшпиля, эндшпиля).
Развивающие:
 способствовать развитию психических процессов: активности, внимания, памяти,
мышления;
 содействовать развитию логики у детей;
 способствовать развитию умения совмещать разные знания и применять их в любых
жизненных ситуациях;
 содействовать развитию концентрации внимания;
 способствовать развитию умения сосредотачиваться на проблеме.
Воспитательные:
 воспитать интерес к занятиям шахматами;
 способствовать воспитанию в детях дисциплинированности, усидчивости;
 способствовать расширению кругозора, привитию любознательности;
 содействовать восприятию шахматной игры как древнейшей культурной ценности
человечества.
 содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, уважения к сопернику и
судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
 воспитывать чувство личной ответственности за результат, стремления к достижению
спортивных успехов.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся будут:
Личностные:
 воспитать интерес к занятиям шахматами;
 способствовать воспитанию в детях дисциплинированности, усидчивости;
 способствовать расширению кругозора, привитию любознательности;
 содействовать восприятию шахматной игры как древнейшей культурной ценности
человечества.
 содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, уважения к сопернику и
судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
 воспитывать чувство личной ответственности за результат, стремления к достижению
спортивных успехов.
Метапредметные:
 способствовать развитию психических процессов: активности, внимания памяти,
мышления;
 содействовать развитию логики у детей;
 способствовать развитию умения совмещать разные знания и применять их в любых
жизненных ситуациях;
9

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

 содействовать развитию концентрации внимания;
 способствовать развитию умения сосредотачиваться на проблеме.
Предметные:
 обучить основным правилам шахматной игры;
 обучить шахматной нотации;
 ознакомить с правилами шахматного этикета;
 ознакомить с видами соревнований, и их местом в учебно-тренировочном процессе;
 ознакомить с основами теории шахматной игры (дебюта, миттельшпиля, эндшпиля).
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Тема занятия

План
Вводное занятие.
1 неделя
Исторический обзор.
1 неделя
Первоначальные понятия.
1 неделя
Шахматная доска и фигуры.
1 неделя
Как ходят фигуры. Рокировка. Шах. Мат.
2 неделя
Как ходят фигуры. Рокировка. Шах. Мат
2 неделя
Рокировка. Шах. Мат. Как разыгрывать дебют? 2 неделя
Игровая практика.
Рокировка. Шах. Мат. Как разыгрывать дебют? Игровая2 неделя
практика.
Как разыгрывать дебют? Игровая практика.
3 неделя
Шахматная нотация.
Как разыгрывать дебют? Игровая практика.
3 неделя
Шахматная нотация.
Шахматная нотация.
3неделя
Игровая практика. Решение задач.
Шахматная нотация.
3 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: король.
4 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: король.
4 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: ферзь.
4 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: ферзь.
4 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: ладья.
5 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: ладья.
5 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: слон.
5 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: слон.
5 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: конь.
6 неделя
Игровая практика. Решение задач.
Особенности и ценность фигур: конь.
6 неделя
Игровая практика. Решение задач.

Дата
Факт

10

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Вечный шах. Игровая практика.
Решение задач.
Вечный шах. Игровая практика.
Решение задач.
Мат ферзем. Игровая практика. Решение задач.
Мат ферзем. Игровая практика. Решение задач.
Мат ладьей. Игровая практика. Решение задач.
Мат ладьей. Игровая практика. Решение задач.
Мат двумя слонами. Игровая практика. Решение задач.
Мат двумя слонами. Игровая практика. Решение задач.
Пешечные окончания. Игровая практика.
Пешечные окончания. Игровая практика.
Окончания: король против пешки. Решение задач.
Окончания: король против пешки. Решение задач.
Правило квадрата. Решение задач. Практика.
Правило квадрата. Решение задач. Практика.
Турнир.
Турнир.
Турнир.
Турнир.
Нападение. Игровая практика. Решение задач.
Нападение. Игровая практика. Решение задач.
Нападение. Игровая практика. Решение задач.
Нападение. Игровая практика. Решение задач.
Защита. Игровая практика. Решение задач.
Защита. Игровая практика. Решение задач.
Игровая практика. Решение задач.
Игровая практика. Решение задач.
Защита. Игровая практика. Решение задач.
Защита. Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Игровая практика. Решение задач.
Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Двойной удар. Игровая практика. Решение задач.
Двойной удар. Игровая практика. Решение задач.
Двойной удар. Игровая практика. Решение задач.
Двойной удар. Игровая практика. Решение задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Размен. Игровая практика. Решение задач.
Защита. Игровая практика. Решение задач.
Защита. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.

6 неделя
6 неделя
7 неделя
7 неделя
7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
11 неделя
11 неделя
11 неделя
11 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
13 неделя
13неделя
13 неделя
13 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
11

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Эндшпиль. Игровая практика. Решение задач.
Турнир.
Турнир.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.

19 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
12

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144

Турнир.
Турнир.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Тактика. Игровая практика. Решение задач.
Турнир.
Турнир.
Спортивный режим и физическая подготовка.
Спортивный режим и физическая подготовка.
Спортивный режим и физическая подготовка.
Спортивный режим и физическая подготовка.
Итоговое занятие.
Итоговое занятие.
Всего: 144 часа

32 неделя
32неделя
32 неделя
32 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя
34 неделя
34 неделя
35 неделя
35 неделя
35 неделя
35 неделя
36 неделя
36 неделя
36 неделя
36 неделя

Содержание
1 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с учащимися, комплектование группы. Правила: внутреннего
распорядка, техники безопасности, охраны труда. Предмет, задачи, содержание программы
изучение шахмат. Комплексность обучения. Выявление уровня подготовленности
учащихся. Организация изучения программного материала. Основные требования к
занимающимся.
Практика: Опрос на знание правил.
2. Исторический обзор.
Теория: История возникновения и становления шахмат. Место шахмат в системе
физического воспитания и спорта.
Практика: Опрос.
3. Первоначальные понятия.
Теория: Шахматная доска и фигуры. Как ходят фигуры. Шахматная нотация. Особенности
и ценность фигур: король, ферзь, ладья, конь, слон. Рокировка. Шах. Мат. Вечный шах. Мат
ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Пешечные окончания. Правило квадрата. Атака
короля. Нападение, защита, размен. Двойной удар, связка. Ладейные окончания. Как
разыгрывать дебют? Борьба за центр. Гамбиты. Окончания: ферзь против пешки, ферзь
против ладьи, ладья против коня, ладья против слона. Борьба за центр. Открытая линия.
Открытые дебюты.
Практика: Практическое применение теоретических знаний. Обучение владению
шахматной нотацией. Ходы пешек и взятие. Рокировка. Шах. Мат. Вечный шах. Мат
ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Пешечные окончания. Правило квадрата. Атака
короля. Нападение, защита, размен. Двойной удар, связка. Ладейные окончания.
Разыгрывание дебютов. Борьба за центр. Гамбиты. Окончания: король против пешки.
Открытая линия. Открытые дебюты: этюдов. Игровая практика. Решение задач. Легкие
партии.
4. Эндшпиль.
13

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Теория: Мат ферзем. Мат ладьей. Пешечные окончания. Правило квадрата. Оппозиция.
Практика: Опрос. Игровая практика. Тест. Решение задач.
5. Тактика.
Теория: Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. Пешечные и
коневые комбинации. основанные на диагональном действии слонов.
Практика: Опрос. Игровая практика. Тест. Решение задач.
6. Турнир.
Практика: турниры внутри группы, соревнования районного уровня.
7. Конкурс решения задач.
Практика: конкурсы решения задач школьного и районного уровня.
8.Спортивный режим и физическая подготовка.
Теория: Значение режима, ежедневной гимнастики, водных процедур, нормального сна и
двигательной активности для шахматиста.
Практика: Квалификационный турнир. Легкие партии.
9.Итоговое занятие.
Теория: Значение тренировок для достижения результата.
Практика: Заключительный турнир.

14

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Играем в шахматы»
Год обучения 2
Возраст обучающихся 8-11 лет

Молчанова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования

15

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка
Особенности организации образовательного процесса второго года обучения
Группа детей со стандартными образовательными потребностями. В объединении
занимаются как девочки, так и мальчики.
Программа адресована детям 8 – 110 лет. В группах дети разного возраста.
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
 обучить беспрекословному выполнению требований судьи в соревнованиях;
 ознакомить с системами проведения соревнований: круговой, олимпийской,
швейцарской;
 научить пользоваться положениями кодекса по всем вопросам правил игры и
соревнований;
 обучить умению демонстрировать шедевры шахматного наследия;
 дать навыки воплощения простых комбинаций, продуктивного использования знаний
этюдных приёмов, ведения конспекта личного дебютного репертуара.
Развивающие:
 способствовать дальнейшему развитию психических процессов: памяти, мышления,
концентрации внимания, умения сосредотачиваться на проблеме;
 содействовать развитию логического мышления, умения совмещать разные знания и
применять их в любых бытовых ситуациях;
 развивать умение правильно ориентироваться в осложнениях, преодолевать препятствия,
рассчитывать заранее действия противника;
 прививать потребность в систематических занятиях шахматами;
 развивать индивидуальные творческие наклонности: оперативность мышления,
комбинационное зрение.
Воспитательные:
 укрепить интерес к занятиям шахматами;
 воспитывать дисциплинированность, умение концентрировать внимание, чувство
стремления к достижению спортивных успехов;
 содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, осмысленного
поведения;
 воспитать эстетическое восприятие игры как элемента подлинного искусства;

способствовать привитию потребности в гигиене физической культуры и спорта, в
соблюдении личной гигиены, в методах закаливания.
Планируемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся будут:
Личностные результаты:
 укрепить интерес к занятиям шахматами;
 воспитывать дисциплинированность, умение концентрировать внимание, чувство
стремления к достижению спортивных успехов;
 содействовать воспитанию дружеских взаимоотношений в игре, осмысленного
поведения;
 воспитать эстетическое восприятие игры как элемента подлинного искусства;

способствовать привитию потребности в гигиене физической культуры и спорта, в
соблюдении личной гигиены, в методах закаливания.
16

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Метапредметные результаты:
 способствовать дальнейшему развитию психических процессов: памяти, мышления,
концентрации внимания, умения сосредотачиваться на проблеме;
 содействовать развитию логического мышления, умения совмещать разные знания и
применять их в любых бытовых ситуациях;
 развивать умение правильно ориентироваться в осложнениях, преодолевать препятствия,
рассчитывать заранее действия противника;
 прививать потребность в систематических занятиях шахматами;
 развивать индивидуальные творческие наклонности: оперативность мышления,
комбинационное зрение.
Предметные результаты:
 обучить беспрекословному выполнению требований судьи в соревнованиях;
 ознакомить с системами проведения соревнований: круговой, олимпийской,
швейцарской;
 научить пользоваться положениями кодекса по всем вопросам правил игры и
соревнований;
 обучить умению демонстрировать шедевры шахматного наследия;
 дать навыки воплощения простых комбинаций, продуктивного использования знаний
этюдных приёмов, ведения конспекта личного дебютного репертуара.
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Тема занятия

План
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 неделя
Вводное занятие.
1 неделя
Судейство и организация соревнований.
1 неделя
Нарушения турнирной дисциплины. Игровая практика
1 неделя
Системы соревнований. Игровая практика.
2 неделя
Системы соревнований. Решение задач.
2 неделя
Знакомство с великими шахматистами: В.Стейниц.
2 неделя
Знакомство с великими шахматистами: Э.Ласкер.
2 неделя
Знакомство с великими шахматистами: Х.-Р.Капабланка. 3 неделя
Знакомство с великими шахматистами: А.Алёхин.
3 неделя
Знакомство с великими шахматистами: М.Эйве.
3 неделя
Знакомство с великими шахматистами: М.Ботвинник.
3 неделя
Знакомство с великими шахматистами: В.Смыслов.
4 неделя
Знакомство с великими шахматистами: М.Таль.
4 неделя
Знакомство с великими шахматистами: Т.Петросян.
4 неделя
Знакомство с великими шахматистами: Б.Спасский.
4 неделя
Знакомство с великими шахматистами: Р.Фишер.
5 неделя
Знакомство с великими шахматистами: А. Карпов.
5 неделя
Стратегия и тактика. Игровая практика.
5 неделя
Стратегия и тактика. Игровая практика.
5 неделя
Стратегия и тактика. Игровая практика.
6 неделя
Слабый пункт. Игровая практика. Решение задач.
6 неделя
Слабый пункт. Игровая практика. Решение задач.
6 неделя
Слабый пункт. Игровая практика. Решение задач.
6 неделя
Усиление слабого пункта. Решение задач.
7 неделя
Усиление слабого пункта. Решение задач.
7 неделя

Дата
Факт

17

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76

Усиление слабого пункта. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Расчет и план. Игровая практика. Решение задач.
Расчет и план. Игровая практика. Решение задач.
Расчет и план. Игровая практика. Решение задач.
Расчет и план. Игровая практика. Решение задач.
Комбинации. Игровая практика. Решение задач.
Комбинации. Игровая практика. Решение задач.
Комбинации. Игровая практика. Решение задач.
Комбинации. Игровая практика. Решение задач.
Игровая практика. Решение задач.
Игровая практика. Решение задач.
Стратегия и тактика. Игровая практика.
Стратегия и тактика. Игровая практика.
Слабый пункт. Игровая практика. Решение задач.
Слабый пункт. Игровая практика. Решение задач.
Усиление слабого пункта. Решение задач.
Усиление слабого пункта. Решение задач.
Усиление слабого пункта. Решение задач.
Усиление слабого пункта. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Определение положений фигур. Решение задач.
Расчет и план. Игровая практика. Решение задач.
Расчет и план. Игровая практика. Решение задач.
Комбинации. Игровая практика. Решение задач.
Повторение пройденного материала. Игровая практика
Мат ферзем. Игровая практика.
Мат ферзем. Игровая практика.
Мат ладьей. Игровая практика.
Мат ладьей. Игровая практика.
Мат двумя слонами. Решение задач.
Мат двумя слонами. Решение задач.
Пешечные окончания. Игровая практика.
Пешечные окончания. Игровая практика.
Окончания: король против пешки. Решение задач.
Окончания: король против пешки. Решение задач.
Правило квадрата. Решение задач. Практика.
Правило квадрата. Решение задач. Практика.
Оппозиция. Решение задач. Практика.
Оппозиция. Решение задач. Практика.
Окончания: король против пешки. Игровая практика.
Окончания: король против пешки. Игровая практика.
Обход. Игровая практика. Решение задач.
Обход. Игровая практика. Решение задач.

7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
11 неделя
11 неделя
11 неделя
11 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
13 неделя
13 неделя
13 неделя
13 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
18

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

Отталкивание плечом. Игровая практика. Решение задач.
Отталкивание плечом. Игровая практика. Решение задач.
Ладейные окончания. Решение задач.
Ладейные окончания. Решение задач.
Мат ферзем. Решение задач.
Мат ферзем. Решение задач.
Мат ладьей. Решение задач.
Мат ладьей. Решение задач.
Оппозиция. Решение задач. Практика.
Оппозиция. Решение задач. Практика.
Пешечные окончания. Решение задач. Игровая практика.
Пешечные окончания. Решение задач. Игровая практика.
Турнир.
Турнир.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Турнир.
Турнир.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Турнир.
Турнир.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Турнир.
Турнир.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Закрытые дебюты. Решение задач.
Закрытые дебюты. Игровая практика.
Полуоткрытые дебюты. Решение задач.
Полуоткрытые дебюты. Игровая практика.
Полузакрытые дебюты. Решение задач.
Полузакрытые дебюты. Игровая практика.
Редкие дебюты. Решение задач.
Редкие дебюты. Игровая практика.
Ловушки в дебютах. Решение задач.
Ловушки в дебютах. Игровая практика.
Ловушки в дебютах. Решение задач.
Ловушки в дебютах. Игровая практика.
Испанская партия. Решение задач.
Испанская партия. Игровая практика.
Русская партия. Решение задач.
Русская партия. Игровая практика.
Французская защита. Решение задач.
Французская защита. Игровая практика.
Защита Каро-Канн. Решение задач.
Защита Каро-Канн. Игровая практика.
Разыгрывание дебютов. Решение задач.
Разыгрывание дебютов. Игровая практика.

20 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
32 неделя
32 неделя
19

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141

Разыгрывание дебютов. Решение задач.
32 неделя
Разыгрывание дебютов. Игровая практика.
32 неделя
Итальянская партия. Решение задач.
33 неделя
Итальянская партия. Игровая практика.
33 неделя
Дебют четырех коней. Решение задач.
33 неделя
Дебют четырех коней. Игровая практика.
33 неделя
Ферзевый гамбит. Решение задач.
34 неделя
Ферзевый гамбит. Игровая практика.
34 неделя
Турнир.
34 неделя
Турнир.
34 неделя
Конкурс решения задач.
35 неделя
Конкурс решения задач.
35 неделя
Спортивный режим и физическая подготовка
35 неделя
Спортивный режим и физическая подготовка
35 неделя
Спортивный режим и физическая подготовка. 36 неделя
Квалификационный турнир.
142 Спортивный
режим
и
физическая
подготовка 36 неделя
Квалификационный турнир.
143 Итоговое занятие. Квалификационный турнир.
36 неделя
144 Итоговое занятие. Квалификационный турнир.
36 неделя
Всего: 144 часа
Содержание
2 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Правила: внутреннего распорядка, техники безопасности, охраны труда. Предмет,
задачи, содержание программы. Комплексность обучения. Выявление уровня подготовленности
учащихся.
Практика: Зачёт на знание основных положений шахматного кодекса.
2. Судейство и организация соревнований.
Теория: Судейство в соревновании. Нарушения турнирной дисциплины. Система проведения
соревнований: круговая, олимпийская, швейцарская.
Практика: Зачёт на знание роли судьи в состязаниях, систем их проведения, на умение
использовать знания положений кодекса по всем вопросам правил игры и соревнований. Опрос.
Игровая практика.
3. Исторический обзор.
Теория: Знакомство с великими шахматистами: В.Стейниц, Э.Ласкер, Х.-Р.Капабланка,
А.Алёхин, М.Эйве, М.Ботвинник, В.Смыслов, М.Таль, Т.Петросян, Б.Спасский, Р.Фишер и А.
Карпова.
Практика: Умение показывать примеры их наследия. Опрос. Игровая практика.
4. Миттельшпиль.
Теория: Определение стратегии и тактики. Знание «слабых пунктов», способы усиления их с
помощью пешек, определений положений фигур, расчета и плана, идеи механизма комбинации,
на умение вести игру посредством плана и расчёта, находить способы удачного расположения
фигур, воплощать простые комбинации. Атака на короля. Нападение, защита, размен. Двойной
удар, связка.
Практика: Опрос. Игровая практика. Решение задач.
5. Эндшпиль.
Теория. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами. Пешечные окончания. Правило квадрата.
Оппозиция. Обход. Отталкивание плечом. Ладейные окончания. Окончания: ферзь против
пешки, ферзь против ладьи, ладья против коня, ладья против слона
20

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Практика: Опрос. Игровая практика. Тест. Решение и составление задач. Решение этюдов
6. Дебют.
Теория: Как разыгрывать дебют. Борьба за центр. Гамбиты. Открытые и закрытые дебюты.
Защита двух коней. Русская партия. Дебют четырех коней. Ведение конспекта личного
дебютного репертуара. Постановка репертуара за белых и черных.
Практика: Зачёт на знание идей дебютов - Защита двух коней. Русская партия. Дебют четырех
коней. Итальянская партия. Защита Каро-Канн. Умение делать первые 5-6 ходов этих дебютов.
Опрос. Игровая практика.
7. Турнир.
Практика: турниры внутри группы, соревнования районного уровня.
8. Конкурс решения задач.
Практика: конкурсы решения задач школьного и районного уровня.
9. Спортивный режим и физическая подготовка.
Теория: Тренировка как процесс всестороннего совершенствования шашиста, приобретения им
специальных систематических знаний, навыков и индивидуальных качеств. Личная гигиена.
Методы закаливания.
Практика: Опрос. Игровая практика.
10. Итоговое занятие.
Теория: Значение морально-волевой подготовки в достижении результатов
Практика: Анализ результатов. Обсуждение.

21

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Играем в шахматы»
Год обучения 3
Возраст обучающихся 9-12 лет

Молчанова Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования

22

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Пояснительная записка
Особенности организации образовательного процесса третьего года обучения
Группа детей со стандартными образовательными потребностями. В объединении
занимаются как девочки, так и мальчики.
Программа адресована детям 9 – 12 лет. В группах дети разного возраста.
Задачи 3 года обучения
Обучающие:
 дать представление о нормах единой спортивной квалификации, регламенте
соревнований, формах отчёта об их проведении;
 научить эффективному использованию положений кодекса по всем вопросам правил игры
и соревнований;
 обучить отысканию признаков наличия комбинации, элементам техники расчета,
воплощению сложных комбинаций, продуктивной игре в окончаниях;
 приучить к системности занятий с шахматной литературой;
 дать представление о круглогодичных тренировок, об анатомии и физиологии человека,
важнейшей роли центральной нервной системы в деятельности организма.
Развивающие:
 способствовать возможности управления психическими процессами: активностью,
памятью, мышлением, концентрацией внимания, умением сосредотачиваться на
проблеме;
 содействовать развитию логического мышления, умения совмещать разные знания и
применять их в любых бытовых ситуациях;
 развивать личные качества «бойца» - выдумку, изобретательность, концентрацию
внимательности, игровую активность, особую шахматную интуицию;
 прививать потребность в систематических занятиях шахматами;
 развивать индивидуальные творческие наклонности: аналитический склад ума,
оперативность мышления, позиционный дар, комбинационное зрение, особую шахматную
интуицию.
Воспитательные:
 углубить интерес к занятиям шахматами;
 воспитывать чувство личной ответственности за результат;
 способствовать воспитанию высокой морально-волевой и психологической готовности;
 воспитать эстетическое восприятие игры как элемента подлинного искусства;
 воспитать чувство стремления к росту спортивного мастерства.
Планируемые результаты
К концу третьего года обучения у учащихся:
Личностные результаты:
 углублен интерес к занятиям шахматами;
 воспитано чувство личной ответственности за результат;
 воспитана высокая морально-волевая и психологическая готовность;
 воспитано эстетическое восприятие игры как элемента подлинного искусства;
23

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга



воспитано чувство стремления к росту спортивного мастерства.

Метапредметные результаты:
 развито умение управлять психическими процессами: активностью, мятью, мышлением,
концентрацией внимания, умением сосредотачиваться на проблеме;
 развито логическое мышления, умение совмещать разные знания и применять их в
любых бытовых ситуациях;
 развиты личные качества «бойца» - выдумка, изобретательность, концентрация
внимательности, игровая активность, особая шахматная интуиция;
 привита потребность в систематических занятиях шахматами;
 развиты индивидуальные творческие наклонности: аналитический склад ума,
оперативность мышления, позиционный дар, комбинационное зрение, особую шахматную
интуицию.
Предметные результаты:
 есть представление о нормах единой спортивной квалификации, регламенте
соревнований, формах отчёта об их проведении;
 есть навык эффективно использовать положения кодекса по всем вопросам правил игры и
соревнований;
 есть умение отыскивать признаки наличия комбинации, элементы техники расчета,
воплощают сложные комбинации, продуктивно играть в окончаниях;
 приучены к системности занятий с шахматной литературой;
 есть представление о круглогодичных тренировок, об анатомии и физиологии человека,
важнейшей роли центральной нервной системы в деятельности организма.
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Вводное занятие. Шахматный кодекс.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Турнир.
Турнир.
Турнир.
Турнир.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Исторический обзор (начало).
Исторический обзор (начало).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.

План
1 неделя
1 неделя
1 неделя
1 неделя
1 неделя
1 неделя
2 неделя
2 неделя
2 неделя
2 неделя
2 неделя
2 неделя
3 неделя
3 неделя
3 неделя
3 неделя
3 неделя
3 неделя
4 неделя
4 неделя
4 неделя

Дата
Факт

24

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Исторический обзор (окончание).
Исторический обзор (окончание).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Миттельшпиль (начало).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (продолжение).
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (продолжение).
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (продолжение).
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (продолжение).
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (продолжение).
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).

4 неделя
4 неделя
4 неделя
5 неделя
5 неделя
5 неделя
5 неделя
5 неделя
5 неделя
6 неделя
6 неделя
6 неделя
6 неделя
6 неделя
Квалификационный 6 неделя
7 неделя
7 неделя
7 неделя
7 неделя
7 неделя
Квалификационный 7 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
8 неделя
Квалификационный 8 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
9 неделя
Квалификационный 9 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
10 неделя
11 неделя
11 неделя
Квалификационный 11 неделя
Квалификационный 11 неделя
11 неделя
25

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113

Миттельшпиль (продолжение).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (продолжение). Квалификационный
турнир.
Миттельшпиль (продолжение). Квалификационный
турнир.
Миттельшпиль (продолжение).
Миттельшпиль (продолжение).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Миттельшпиль (окончание). Квалификационный турнир.
Миттельшпиль (окончание). Квалификационный турнир.
Эндшпиль (начало).
Эндшпиль (начало).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Пешечный эндшпиль.
Пешечный эндшпиль.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Ладейный эндшпиль.
Ладейный эндшпиль.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.

11 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
12 неделя
13 неделя
13 неделя
13 неделя
13 неделя
13 неделя
13 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
15 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
16 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
17 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
18 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
19 неделя
26

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139
140
141
142
143
144
144
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163

Легкие партии.
Слоновый эндшпиль.
Слоновый эндшпиль.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Коневой эндшпиль.
Коневой эндшпиль.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Ферзевый эндшпиль.
Ферзевый эндшпиль.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Точные позиции.
Точные позиции.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Эндшпиль (окончание).
Эндшпиль (окончание).
Дебют (начало).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Дебют (продолжение). Квалификационный турни
Дебют (продолжение).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Дебют (продолжение). Квалификационный турнир.
Дебют (продолжение).
Квалификационный турнир.
Легкие партии.

19 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
27

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185
186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209

Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Дебют (продолжение). Квалификационный турнир.
Дебют (продолжение).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Дебют (продолжение). Квалификационный турнир.
Дебют (продолжение).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Дебют (окончание). Квалификационный турнир.
Дебют (окончание). Квалификационный турнир.
Значение
шахматной
литературы
для
совершенствования шахматиста (начало).
Значение
шахматной
литературы
для
совершенствования шахматиста (начало).
Квалификационный турнир.
Квалификационный турнир.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Легкие партии.
Значение
шахматной
литературы
для
совершенствования шахматиста(окончание).
Значение
шахматной
литературы
для
совершенствования шахматиста(окончание).
Спортивный режим и физическая подготовка (начало).
Спортивный режим и физическая подготовка (начало).
Турнир.
Турнир.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.
Конкурс решения задач.

28 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
28 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
30 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
31 неделя
32 неделя
32 неделя
32 неделя
32 неделя
32 неделя
32 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя
33 неделя
34 неделя
34 неделя
34 неделя
34 неделя
34 неделя
34 неделя
35 неделя
35 неделя
35 неделя
35 неделя
35 неделя
28

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

210 Конкурс решения задач.
211 Спортивный
режим
и
физическая
подготовка
(окончание). Квалификационный турнир.
212 Спортивный
режим
и
физическая
подготовка
(окончание). Квалификационный турнир.
213 Итоговое занятие. Квалификационный турнир.
214 Итоговое занятие. Квалификационный турнир.
215 Итоговое занятие. Квалификационный турнир.
216 Итоговое занятие. Квалификационный турнир.
Всего:

35 неделя
36 неделя
36 неделя
36 неделя
36 неделя
36 неделя
36 неделя

Содержание
3 год обучения
1. Вводное занятие. Шахматный кодекс.
Теория: Шахматный кодекс.
Инструктаж по технике безопасности.
Практика: Зачёт на знание установок единой спортивной квалификации, на умение
использовать положения кодекса по всем вопросам. Опрос. Квалификационный турнир. Легкие
партии.
2. Конкурс решения задач.
Практика: конкурсы решения задач школьного и районного уровня.
3. Исторический обзор.
Теория: Расцвет шахматного спорта после 1917 года. Организация шахматного движения,
появление периодической шахматной печати. Первые чемпионаты СССР.
Практика: Зачёт на знание шахматной печати 50–60-х годов, первых чемпионов СССР, на
умение демонстрации их наследия. Опрос. Квалификационный турнир. Легкие партии.
4. Миттельшпиль.
Теория: Способы защиты, контригры, профилактики, их типов, принципов действия в них,
признаков наличия комбинации, элементов техники расчета, на умение вести борьбу за поля и
реализацию перевеса, избегать слабостей в расстановке пешек, показывать признаки наличия
комбинации, примеры элементов техники расчета
Практика: Квалификационный турнир. Легкие партии. Опрос.
5. Эндшпиль.
Теория. Виды эндшпиля: пешечные, ладейные, слоновые, коневые и ферзевые. Изучение
точных окнчаний, умение продуктивно использовать их в игровой практике.
Практика: Квалификационный турнир. Легкие партии. Опрос.
6. Дебют.
Теория: Дебюты: «Защита двух коней», «Защита Филидора», «Ферзевый гамбит» и
«Сицилианская защита», – первые 7-8 ходов.
Практика: Квалификационный турнир. Легкие партии.
7. Турнир.
Практика: турниры внутри группы, соревнования районного уровн8. Основы методики
тренировки. Спортивный режим и физическая подготовка.
Теория: Круглогодичные тренировки. Основные требования, предъявляемые к организации
учебно-тренировочного процесса в шахматной секции.
Практика: Квалификационный турнир. Легкие партии.
Теория: Краткие сведения об анатомии и физиологии человека, важнейшей роли
центральной нервной системы в деятельности организма, значение физических
упражнений для её функционирования.
Практика: Квалификационный турнир. Легкие партии.
29

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

9. Итоговое занятие.
Теория: Значение знаний всех стадий партии в достижении результатов.
Практика: Заключительный турнир.

5. ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
5.1 Оценочные материалы.
Уровень учащихся оценивается в начале и в конце сезона. Оценка результативности
освоения программы проводится в начале и в конце года в форме зачётов (мониторинг) и
спортивных соревнований. В качестве оценочных материалов используются турнирные
таблицы результатов соревнований, тесты.
Вид контроля

1-е полугодие

2-е полугодие

Год

1-ый год обучения
Контрольные
испытания (тестирование)

1

1

2

Соревнования

2

2

4

2-ой год обучения
Контрольные
испытания (тестирование)

1

1

2

Соревнования

2

2

4

3-ой год обучения
Контрольные
испытания (тестирование)

1

1

2

Соревнования

2

2

4

1 год обучения
Контрольные
испытания
(тесты)
Мат в 1 ход
Мат в 2 хода
Мат ладьей
Мат ферзем

Уровень
Низкий

Средний

Высокий

2 из 5
2 из 5
2 из 5
2 из 5

3 из 5
3 из 5
3 из 5
3 из 5

4 и более из 5
4 и более из 5
4 и более из 5
4 и более из 5

2 год обучения
Контрольные
испытания
(тесты)
Мат двумя слонами
Мат в 3 хода

Уровень
Низкий

Средний

Высокий

2 из 5
2 из 5

3 из 5
3 из 5

4 и более из 5
4 и более из 5
30

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

Мат в 3 хода
Комбинация в 4 хода

2 из 5
2 из 5

3 из 5
3 из 5

4 и более из 5
4 и более из 5

3 год обучения
Контрольные
испытания
(тесты)
Комбинация в 4 хода
Определение дебюта
Определение плана
Точные позиции

Уровень
Низкий

Средний

Высокий

2 из 5
2 из 5
2 из 5
2 из 5

3 из 5
3 из 5
3 из 5
3 из 5

4 и более из 5
4 и более из 5
4 и более из 5
4 и более из 5

5.2 Методический материалы
Список литературы для педагогов:
1. Абрамов С. П., Барский В. Л. Шахматы: первый год обучения. Методикапроведения
занятий.-М.: Дайв. 2009г.
2. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А., Шахматный самоучитель.-М. Советская Россия,1970г.
3. Бабкина Е.М., Методика подготовки юных шахматистов 4-3 разрядов. -М.:Московская
правда, 1969г.
4. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. -М.:Физкультура и спорт, 1960г.
5. Гришин В.В., Малыши играют в шахматы. -М.: Просвещение, 1991г.
6. Кобленц А. Н., Уроки шахматной стратегии. -М.:Физкультура и спорт, 1983г.
7. Ласкер Эм. Здравый смысл в шахматной игре. -М.:Современные проблемы, 1925г.
8. Лисицын Г. М. Стратегия и тактика шахмат. -Л.:Лениздат, 2008г.
9. Пожарский В.А. Современный шахматный самоучитель. -М.:Знак, 2000г.
Список литературы для обучающихся:
1. Барский В. Карвин в шахматном лесу. -М.: Дайв 2008 г.
2. Касаткина В., Шахматная тетрадь. -М.: Олимпия Пресс., 2009 г.
3. Хенкин В.Л., 1000 матовых комбинаций. -М.:Издательство АСТ, 2001г.
4. Яковлев Н.Г., Магистрали атаки. -СПб.: 2014г.
5. Яковлев Н.Г., Найди лучший ход! -СПб.: 2002 г.
6. Яковлев Н.Г., Уроки шахматной тактики. -СПб.: 2008г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Авербах Ю. Л. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Физкультура и спорт, 1965. - 102 с.
2) Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. - №10. - с 4- 32.
3) Блох М.В. Комбинационное искусство. - М.: Инженер, 1993. - 176 с.
4) Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.:Физкультура и спорт,1962.–114с.
5) Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001 г. – 128 с.
6) Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - М.: Физкультура и спорт. 1988. – 224 с.
7) Кобленц А. Школа шахматной игры. Выдающиеся шахматисты мира . - Рига: Латвийское
ГосИздательство, 1962. – 346 с.
8) Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник. - СПб.: Литература, 2004 г. – 110 с.
31

ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга

9) Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник - Часть I. Связка. Двойной удар.- СПб
2004г.- 91с.
10) Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник - Часть II. Отвлечение. Завлечение.- СПб
2004г.- 91с.
11) Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник - Часть III. Шахматные комбинации.- СПб
2004г.- 91с.
12) Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник - Часть IV. Шахматные окончания.- СПб
2004г.- 91с.
13) Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 1 год. СПб.: 2006. 92 с.
14) Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 2 год. СПб. 2006. 93 с.
15) Костров В, Рожков П. Шахматный решебник . 3 год. СПб. 2006. 124 с.
16) Лисицын Г.М. Стратегия и тактика шахматного искусства. - Лениздат, 1952. – 558 с.
17) Нимцович А.Н. Моя система. - М.: Физкультура и спорт, 1984. – 576 с.
18) Рожков П., Костров В. (отчество). 100 шахматных заданий. Второй год обучения. - СПб.:
Физкультура и спорт. 1995. – 95 с.
19) Суэтин А. С. Как играть дебют. - М.: Феникс, 1965. – 128 с.
20) Эстрин Я.Б., Калинченко М. Малая дебютная энциклопедия.– М.: Фис. 1985-672с.
21) Яковлев Н. Костров В. Шахматный решебник. - СПб.: Физкультура и спорт, 1995. – 92 с.
22) Яковлев Н. Шахматный решебник . Найди лучший ход. С-Пб.: Физкультура и спорт, 2011. –
95с.
Интернет-источники
1.
2.
3.
4.

«Федерация шахмат Санкт-Петербурга» [Электронный ресурс]. http://www.totalchess.spb.ru/
«FIDE, официальный сайт ФИДЕ» [Электронный ресурс]. – https://www.fide.com/
«Сайт РШФ. Календарь турниров, очень много обзоров, репортажей, интервью и других
материалов.» [Электронный ресурс]. – http://ruchess.ru/
«Личесс - ведущая шахматная площадка, где можно играть в шахматы, решать позиции,
проводить лекции, проводить сеансы одновременной игры» [Электронный ресурс]. –
https://lichess.org

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».