Положение об итоговом проекте

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педагогического совета
от 28.10.2020 года № 3

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа №605
___________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 29.10.2020 года № 300

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ИТОГОВОМ ПРОЕКТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки
России от 30.08.2013 № 1015;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее
– ФГОС ООО);
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (далее –
ФГОС СОО).
1.2 Настоящее положение определяет основы организации проектной и исследовательской
работы и особенности ее оценки .
1.3 Выполнение индивидуального ( коллективного ) итогового проекта обязательно для
каждого обучающегося 8-9 классов, индивидуального – для обучающегося 10-11 классов
,перешедшего на обучение по ФГОС СОО,
1.4 С 10 классов введен учебный предмет «Индивидуальный проект» (в соответствии с
требованиями ФГОС СОО)
1.5 Индивидуальный итоговый проект представляет собой учебный проект, выполняемый
обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов, внеурочной
деятельности с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и
способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную
деятельность (учебно-познавательную, практико-ориентированную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую, игровую, иную).
II. Цель организации проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.1 Для учащихся
Формирование различных ключевых компетенций , под которыми в современной
педсгогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные
знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
2.2 Для учителей
Внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс
образовательного учреждения для развития познавательтных навыков учащихся, умений
самостоятельно конструировать свои знанияч, ориентироваться в информационном
пространстве, развития их критического мышления, умения увидеть, сформулировать и
решить проблему.
III. Содержательный раздел
3.1.Выбор темы
Обучающиеся выбирают тему самостоятельно и согласуют ее с руководителем проекта
3.2. Направление проекта
- Информационный или исследовательский , целью которого является сбор информации,
исследование какой-либо проблемы.

2

-Практико-ориентированный, продукционный, имеющий на выходе конкретный продукт,
проект направлен на решение какой-либо проблемы , на практическое воплощение в
жизнь какой-то идеи.
-Творческий , направленный на создание какого-то творческого продукта.
-Социальный проект, который направлен на повышение гражданской активности.
3.3 Продукт проекта
а) письменная работа (эссе, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о
проведённых исследованиях, учебное пособие и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, статьи, газеты, альбома, буклета, брошюры, книги, инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального произведения, сценария,
компьютерной анимации, оформления кабинета, серии иллюстраций и др.;
в) материальный объект, макет, коллекция, костюм иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так
и мультимедийные продукты, фото- или видеоотчёты;
д) программные продукты, мультимедийные продукты, видеоролики, видеофильмы, вебсайт;
е) экскурсия, путеводитель, игра, праздник, анализ данных социального опроса, пакет
рекомендаций и др.
3.4 Назначение руководителя
Учащиеся сами выбирают руководителя проекта из числа педагогов , которые определены
администрацией школы в соответствии с нагрузкой .
3.5 Этапы работы
- Подготовка . Формулировка темы учебного проекта
-Планирование. Определение источников необходимой информации, способов сбора и
анализа информации, способа представления результатов.
-Выполнение проекта. Сбор информации.Выбор оптимального варианта хода проекта.
Выполнение исследовательских задач проекта .Выводы
-Оформление
-Предзащита
-Коррекция
-Защита проекта и оценка результатов
-Анализ итогов публичной защиты .
3.6 Сроки выполнения проекта
Работа над проектом ведется в течение двух лет
- подготовка-сентябрь первого учебного года
-планирование-октябрь первого учебного года
-выполнение проекта:ноябрь первого учебного года —ноябрь второго учебного года
- оформление результатов – декабрь второго учебного года
-предзащита- январь второго учебного года
-коррекция-февраль- март второго учебного года
-защита проектов-апрель
IV. Требования к оформлению и представлению проекта
4.1. Результаты проектной работы оформляются в письменном виде со следующей
структурой:
- титульный лист ( см. Приложение 1);
- оглавление;
- введение;
- основная часть;
3

- заключение;
- список литературы (см. Приложение 2);
4.2. Введение должно включать в себя:
- обоснование актуальности темы;
- формулировку поставленной проблемы;
- определение целей и задач;
- определение методов и способов работы;
- определение практической значимости проекта
4.3. Основная часть письменной работы может состоять из нескольких разделов .Первый,
как правило, теоретический , а второй экспериментальный ( практический)
4.4. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные
автором
4.5. В списке используемых источников указываются публикации, издания и другие
источники, использованные автором. Каждый источник оформляется следующим
образом: фамилия, инициалы автора; название издания; выходные данные издательства;
год издания; номер выпуска (если издание периодическое); количество страниц.
Интернет-ресурсы( ссылки)
4.6 Титульный лист считается первым , но не нумеруется. Работа выполняется шрифтом
Times New Roman ,размером шрифта 12. Объем текста , включая список литературы, не
должен быть менее 5 листов.
V .Процедура защиты проекта
5.1 Для проведения защиты создается специальная комиссия .В состав комиссии входят:
представитель администрации школы, представитель методического объединения
учителей, членом которого является руководитель защищаемого проекта, руководитель
защищаемого проекта. Состав комиссии утверждается приказом директора школы.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3 человек.
5.2 Процедура защиты состоит из 5-7- минутного выступления учащегося.
5.3 Представляя работу на защите , учащийся должен обосновать выбор темы и показать
ее актуальность , определить цели и назвать задачи, решение которых позволило ему
достигнуть поставленной цели, представить план своих действий, назвать методы и
способы работы, сформулировать выводы, продемонстрировать готовый продукт
проектной деятельности , оценить его значимость, четко ответить на все вопросы
комиссии.
5.4.Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта презентации обучающегося и отзыва руководителя .Защита
итогового индивидуального проекта оценивается отметкой «зачёт –незачёт». По каждому
проекту члены комиссии заполняют оценочный лист проектной деятельности ( см.
приложение)
5.5 Обучающийся вправе использовать в ходе публичной защиты проекта презентацию,
аудио-, видео- и другие материалы.
VI. .Критерии оценки проектной работы ( см. Приложение 3):
6.1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в
а) умении поставить проблему ;
б) выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
в) формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого
решения;
г) обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п.
4

д) проект оформлен в соответствии с требованиями ( см. раздел IV)
6.2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в
умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с
рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
6.3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
6.4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно
ответить на вопросы.
6.5.Выделяется два уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый
и повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени
самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому выявление и
фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен выполнять самостоятельно, а
что — только с помощью руководителя проекта, являются основной задачей оценочной
деятельности.
6.7.Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при
условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трёх предъявляемых критериев,
характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности
регулятивных
действий
и
сформированности
коммуникативных
действий).
Сформированность предметных знаний и способов действий при этом может быть
зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, отзыв руководителя или
презентация) не даёт оснований для иного решения.
6.8. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии,
что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершённый продукт,
отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный
отзыв руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
6.9. В случае неготовности проекта к защите, обучающийся имеет право на повторную
защиту проекта, дата которой назначается приказом директора школы. Повторная защита
проводится не позднее, чем за неделю до начала ОГЭ.
6.10. В случае отсутствия обучающегося на защите проекта по уважительной причине,
назначается резервный день защиты проекта, не позднее, чем за неделю до начала ОГЭ.
VII. Оформление документации
7.1. Отчетная документация по выполнению индивидуального проекта руководителя:
- алгоритм работы над проектом – документ, в котором определены цели, задачи,
материал, этапы, формы и сроки работы ( см. Приложение 4),
- расписание консультаций;
- отзыв, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения
проекта, в том числе( см. Приложение 5), :
а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе);
в) исполнительской дисциплины;

5

г) практической направленности проекта. При наличии в выполненной работе
соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
7.2. Отчетная документация по выполнению индивидуального проекта обучающегося:
-дневник работы над проектом, в котором определены этапы, формы и сроки работы( см.
приложение 6)
- текст работы, макет и т.д.
- публичное представление результатов индивидуального проекта. Требования к защите в
Приложении 7.

6

Приложение 1

Шапка школы

1. ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

на тему «…»

Ивановой Анны Ивановны,
ученицы 9 «…» класса
Руководитель проекта: Сидорова Мария Ивановна
учитель обществознания

Г. Санкт-Петербург
202…год

7

Матрица проекта
1. Название проекта:
2. Проблема ( исходный замысел, потребность):
3. Цель:
4. Задачи:
5. Краткое описание хода выполнения проекта. Формулировка выводов или обоснование
выбранного способа решения проблемы.
6. Описание продукта (результата) проекта

8

Приложение 2

Оформление списка литературы к проектной работе
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются:
фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из
наименований нумеруется. Например:
1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990.
2. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией:
Евразийский соблазн. М.:Наука,1991.
3. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии», 1991, № 1.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:



постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей
цифрами или звездочками);
с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер
наименования в списке литературы и цитируемая страница).

9

Приложение 3

№

Критерии

I
1

Требования к оформлению
Работа выполняется на листах стандарта А4, шрифтом
Times New Roman, размером шрифта 12 (1 балл)
Структура : титульный лист, план с обязательным
введением, основной частью, заключением, списком
литературы. Титульный лист считается первым, но не
нумеруется. Объем текста , включая список
литературы. Не должен быть менее 5 страниц ( 1 балл)
Общим требованием является необходимость
соблюдения норм и правил цитирования , ссылок на
различные источники. (1 балл)
Перечень использованной литературы оформляется в
соответствии с требованиями ГОСТа : источники
следует располагать в следующем порядке:
энциклопедии, справочники, книги( в алфавитном
порядке фамилии и инициалы автора , название книги
без кавычек, место издания, название издательства,
год издания), газетно-журнальные статьи(автор,
название статьи, название издания, год издания, номер
издания ), интернет ресурсы( ссылки) ( 1 балл)
Итого: 3 балла и более- зачет
Требования к содержанию
Тема работы сформулирована грамотно, с
литературной точки зрения, отражает содержание
работы ( 1 балл)
Актуальность темы отвечает проблемам развития и
совершенствования процесса обучения ( 1 балл)
Цели ясные, четко сформулированные, задачи
соответствуют цели ( 2 балла)
Наличие планирования ( 1 балл)
При изложении выводов показано, как они были
получены , проверены, уточнены. Выводы
соответствуют поставленным задачам ( 2 балла)
Итого: 5 и более баллов - зачет
Требования к представлению проекта
Качество доклада.
 Доклад зачитывается ( 0 баллов)

2

3

4

II
1

2
3
4
5

III
1

2



Доклад пересказывается , но не объяснена суть
работы( 1 балл)



Доклад пересказывается , объяснена суть
работы( 2 балла)

Оценка
члена
комиссии

комментарий

Качество ответов на вопросы
 Нет четкости ответов на большинство
вопросов ( о баллов)


Даны ответы на большинство вопросов ( 1

10

балл)


Даны убедительные и аргументированные
ответы на все вопросы ( 2 балла)

3

Использование демонстрационного материала
 Представленный демонстрационный материал
используется в докладе , информативен, автор
свободно в нем ориентируется ( 1 балл)

4

Оформление демонстрационного материала
 Демонстрационный материал грамотно
оформлен

5

( 1 балл)
Соблюден регламент до 7 минут ( 1 балл)
Итого : 4 балла и более- зачет
Общий зачет – сумма трех зачетов

11

Приложение 4

Алгоритм работы над проектом

Стадия
работы над
проектом
1. Подготовка

Содержание
работы
а) Определение
темы и целей
проекта, его
исходного
положения
б) Подбор рабочей
группы

Деятельность
учащихся
Обсуждают тему
проекта с учителем
и получают при
необходимости
дополнительную
информацию.
Определяют цели
проекта

2.
а) Определение
Планирование источников
необходимой
информации

Формируют задачи
проекта.
Вырабатывают
план действий.

Деятельность
учителя

Сроки

Знакомит со
смыслом
проектного
подхода и
мотивирует
учащихся.
Помогает в
определении цели
проекта.
Наблюдает за
работой учеников
Предлагает идеи,
высказывает
предложения.
Наблюдает за
работой учащихся

б) Определение
Выбирают и
способов сбора и
обосновывают
анализа информации критерии успеха
проектной
деятельности
в) Определение
способа
представления
результатов
(формы проекта)
г) Установление
процедур и
критериев оценки
результатов проекта
д) Распределение
задач (обязанностей)

3. Исследование

между членами
рабочей группы
а) Сбор и уточнение
информации (основ-

Поэтапно выполняют задачи проекта

Наблюдает, советует, косвенно руко12

ные инструменты:
интервью, опросы,
наблюдения,
эксперименты и т.п.)

водит
деятельностью
учащихся

б) Выявление
(«мозговой штурм»)
и обсуждение
альтернатив,
возникших в ходе
выполнения проекта
в) Выбор
оптимального
варианта хода
проекта

4. Выводы

г) Поэтапное
выполнение
исследовательских
задач
а) Анализ информации
б) Формулирование
выводов

5.
Представление (защита)
проекта и
оценка его
результатов

а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением
полученных
результатов
(возможные формы
отчета: устный
отчет, устный отчет
с демонстрацией
материалов и
презентации о
проекте,
письменный отчет
(стендовый доклад)

Выполняют исследование и работают
над проектом, анализируя информацию. Оформляют
проект
Представляют проект, участвуют в
его коллективном
анализе и оценке

б) Анализ
выполнения
проекта,
достигнутых
результатов
(успехов и неудач) и
причин этого

13

Приложение 5
1. Образец отзыва на проектную работу:

1. Отзыв
на проектную работу
Ф.И.0._____________________
ученика ____ класса,
ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района
Санкт-Петербурга
на тему : «____________»

Текст отзыва

_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Дата Руководитель (подпись)

14

Приложение 6
Дневник проектной деятельности
ФИО ученика

ФИО
руководителя

Тема проекта

Дата утверждения

Этапы работы

Сроки

Подпись
руководителя

Подготовительный

сентябрь

Планирование

октябрь

Поисковоисследовательский

Ноябрь-ноябрь
следующего года

Оформление

декабрь

Предзащита

январь

Виды
деятельности
Выбирается тема и
вид проекта,
обосновывается ее
актуальность
Устанавливается
цель,
формулируются
конкретные задачи.
Определяется
последовательность
работы
Определение
источников
информации, ее
систематизация и
анализ.Работа в
соответствии с
намеченным планом
( теоретическая и
практическая)
.Промежуточные
отчеты.
Подготовка
демонстрационного
материала,
презентации
Выступление с
докладом на
заседании МО
Устранение
замечаний и
исполнение
предложений
Защита перед
комиссией

Коррекция

Февраль-март

Защита

апрель

15

Приложение 7
Требования к защите проектной работы
1. Содержание защиты по проекту должно включать:






обоснование актуальности темы, практической значимости проекта;
изложение поставленных в нем целей и задач;
описание хода выполнения проекта и полученных результатов;
краткий обзор изученных источников и использованной литературы;
демонстрацию иллюстративного материала (в случаях, где это требуется).

Выступление ограничивается во времени — 5-7 минут
2. Выступление оценивается на основе критериев:






соблюдение структуры выступления;
соблюдение регламента;
умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего
выступления;
адекватность громкости и темпа, языка и стиля;
уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:




соответствия содержания ответов вопросам,
корректности при ответе на вопросы оппонентов;
краткости и аргументированности, грамотности речи;

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».