Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Протокол педагогического совета от 28.10.2021 года № 5 с учетом мнения родительской общественности Протокол Совета родителей от 28.10.2021 № 2 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №605 ___________ Е.Б.Поломошнова Приказ от 11.11.2021 года № 324 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 1.2. Подлежащая внедрению в ГОУ РФ Целевая модель наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее Целевая модель) нацелена на достижение результатов федеральных и региональных проектов «Современная школа», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» и «Уcпex каждого ребенка» национального проекта «Образование». 1.3. Настоящее положение разработано в целях обеспечения взаимодействия ГОУ, внедряющего Целевую модель, с организациями (предприятиями) реального сектора экономики, учреждениями культуры и науки, в том числе организациями-партнерами – участниками сетевого взаимодействия, а также общественными объединениями, в том числе имеющими своей целью решение задач патриотического и военно-патриотического воспитания детей и молодежи. 1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества. 1. 2. Термины и определения Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программы наставничества в ГОУ. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов. Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций, метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной («наставникнаставляемый»), так и в групповой («наставник- группа наставляемых») форме. Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся». Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества. Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников. 2 Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.). Школьное сообщество (сообщество ГОУ) – сотрудники образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные стремлением внести вклад в развитие организации и действующие совместно ради этой цели. Образовательное пространство региона – сеть образовательных событий, организуемых групповыми и индивидуальными субъектами (учреждениями образования, культуры, спорта, предприятиями и т.п., конструктивными сообществами и инициативными гражданами); совокупность данных субъектов является инфраструктурой, обладающей образовательным потенциалом в решении задач программы наставничества ГОУ. Тандем – пара «наставник-наставляемый». Слово «тандем» пришло в русский из английского языка в начале 20 века. Помимо технического значения, оно имело еще одно – обозначало легкий двухколесный экипаж, запряженный двумя лошадьми цугом, также велосипед с двумя сиденьями одно за другим. Термин используется в практике наставничества, подчеркивая способ достижения успеха – только совместными усилиями. Родитель/законный представитель –юридически значимый для наставляемого взрослый, который должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного участника). 3. Цели и задачи наставничества 3.1. Целью внедрения Целевой модели является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до 18 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Российской Федерации, в программы наставничества. 3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества: ● улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах; ● подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; ● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории; ● создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; ● формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности. 4. Организационные основы наставничества 4.1. Наставничество в ГБОУ организуется на основании приказа директора. 4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора ГБОУ по учебно-воспитательной работе. 4.3. Куратор наставничества назначается приказом руководителя ГБОУ в соответствии с критериями В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов 3 реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации и получение обратной связи от участников и партнеров программы. 4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой, назначаемой приказом директора. 4.5. Программа наставничества в ГБОУ реализуется в ходе работы куратора с базами наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками ГБОУ, классными руководителями, родителями/законными представителями несовершеннолетних на основании информации о потребностях, обучающихся и педагогов как потенциальных участниках программы. 4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся по программам среднего общего (рекомендуются обучающиеся 11-18 лет), дополнительного и среднего профессионального образования на условиях свободного вхождения в выбранную программу и согласия родителей/законных представителей, а также педагоги. База наставляемых формируется из 4.6.1. обучающихся/студентов, обладающих следующими характеристиками: - проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к определенным предметам, который может определить профессиональный выбор; - с ограниченными возможностями здоровья; - желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями и т.д.; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы; -демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты; - имеющие проблемы с поведением; - попавшие в трудную жизненную ситуацию; 4.6.2. педагогов, обладающих следующими характеристиками: - молодые специалисты; - не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива; - находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости; - находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы. 4.7. Наставниками рассматриваются : − обучающиеся и студенты, мотивированные помочь другим в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах; − педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы; − родители обучающихся — активные участники родительских или управляющих советов; − выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы; − сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих кадров; −успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать свой опыт; − ветераны педагогического труда. 4.8. К наставнической деятельности в ГОУ допускаются лица, соответствующие критериям психологической, педагогической, профессиональной (для некоторых форм) подготовки, при условии прохождения ими обучения. К наставнической деятельности не допускаются лица, − имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и 4 половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности; − имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; − признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; − имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей; −лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. 4.9. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у наставляемого в области эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения, компетенций, результатов, значимых для ГБОУ, по результатам мониторинга и анализа индивидуального маршрута наставляемого. 4.10. Участие наставника и наставляемых в программе наставничества основывается на добровольном согласии. Наставники утверждаются при наличии заявления от них ,по результатам анкетирования и собеседования при их соответствии критериям с оформлением портфолио . 4.11. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения участниками согласия на обработку персональных данных. Базы можгут меняться в зависимости от потребностей ГБОУ в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей/законных представителей. 4.12. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы, а также соглашения наставников, наставляемых (и наставников в случае реализации формы «ученик\ученик/студент») их родителей/законных представителей несовершеннолетних наставляемых . 4.13. Формирование тандемов/ групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора школы. 4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе. 5. Реализация целевой модели наставничества. 5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества, создаваемой на период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой приказом директора. 5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей ГБОУ. Данные формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском советах, встречах с сообществом ГБОУ, ученической конференции. 5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать 6 человек. 5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник – наставляемый». • Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого. • Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого. • Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального маршрута, наставляемого . • Регулярные встречи наставника и наставляемого. • Заключительная встреча наставника и наставляемого. 5 5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют приведении встречипланирования в согласовании с куратором, не реже 1 раза в месяц согласно индивидуальному маршруту наставляемого. 5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора ГБОУ в случаях: 1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по осуществлению наставничества; 2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него обязанностей; 3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся ГБОУ; 4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным уважительным причинам личного характера. 5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором. 6. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества. 6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах. 6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества (1 раз в полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября (итоговый)). В ходе проведения мониторинга отметки не выставляются. 6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей: • оценка качества процесса реализации программы наставничества; • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов. 6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в ГБОУ направлена на: изучение (оценку) качества программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы тандемов/групп посредством проведения куратором анализа; выявление соответствия условий реализации программы наставничества требованиям и принципам Целевой модели Оценка качества реализации программы наставничества также осуществляется на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией наставнической деятельности в ГБОУ. Данные анкеты заполняются на заключительном этапе программы. 6.5. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные данные (школьные оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику правонарушений, данные включенного наблюдения, отзывы участников образовательной и наставнической деятельности и др.). 6.6. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника. В период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы развития наставляемого. 6.7. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ГБОУ на его сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация: перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ОО; анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 7. Обязанности и права куратора 7.1. Обязанности куратора: 6 формирование и актуализация базы наставников и наставляемых; координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества ГБОУ; организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы; подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую деятельность и представление их на утверждение руководителю ГБОУ; оказание своевременной информационной, методической и консультационной поддержки участникам наставнической деятельности; мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных маршрутов, наставляемых; своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой модели по запросам органов управления образования; получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов; анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической деятельности в ГБОУ и участие в его распространении. 7.2. Куратор имеет право: запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых, заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и оценки) от участников Программы; организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники (родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и др.); вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ГБОУ, сопровождающие наставническую деятельность; инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в ГБОУ; принимать участие во встречах наставников с наставляемыми; вносить на рассмотрение руководству ГБОУ предложения о поощрении участников Программы; принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп; на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества и высокого качества Программы. 8. Обязанности и права наставника: 8.1. Наставник обязан: • Знать требования законодательства в сфере образования, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут. • Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастерклассы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу. • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития. • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога. • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним долгосрочную перспективу. 7 • Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски и противоречия. • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, стимулировать развитие у наставляемого индивидуального видения. • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивировать его. • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора • Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с предложениями и выводами. 8.2. Права наставника. • Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за организационно-методической поддержкой и психолого-педагогическим сопровождением; • Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением и воспитанием наставляемых, в том числе вносить предложения руководителю ГБОУ об их поощрении. • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. • Проходить обучение. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. 9. Обязанности и права наставляемого: 9.1. Обязанности наставляемого. • Знать требования законодательства в сфере образования, определяющих права и обязанности. • Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут. • Выполнять задания индивидуального маршрута. • Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач, формировать поведенческие навыки; • Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его мероприятий индивидуального маршрута); • Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных пунктов индивидуального плана. • Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества; • Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества ГБОУ. 9.2. Права наставляемого. • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством. • Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур. • При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к куратору Программы в ГБОУ. • Пользоваться имеющимися в ГБОУ ресурсами, обеспечивающими выполнение индивидуального плана. 8 • В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать интересующую информацию; • Рассчитывать на психологическое сопровождение. • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества. • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя. 10. Формы и условия поощрения наставников. 10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника. Организация и проведение в ГБОУ тематических фестивалей, форумов, конференций. Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Проведение конкурса профессионального мастерства в ГБОУ; Создание тематической рубрики на сайте ГБОУ с целью информационной и методической поддержки программы; Награждение грамотами ГОУ «Лучший наставник»; Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся, по месту работы/учебы наставника. Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ГБОУ. Руководство ГБОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности. 10.2. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ГБОУ на его сайте размещается и своевременно обновляется следующая информация: − перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества ГБОУ; − анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др. 11. Документы, регламентирующие наставничество К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся: • Положение о наставничестве в ГБОУ; • Программа наставничества в ГБОУ; • Плана реализации целевой модели наставничества в ГБОУ («Дорожная карта») • Приказ о назначение куратора и наставников программы наставничества ГБОУ; об утверждении тандемов/групп. 9