Положение об организации наставничества

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педагогического совета
от 28.10.2021 года № 5
с учетом мнения родительской
общественности
Протокол Совета родителей
от 28.10.2021 № 2

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа №605
___________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 11.11.2021 года № 324

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления
Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № P-145 «Об утверждении
методологии (целевой модели) наставничества
обучающихся
для организаций,
осуществляющих
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным программам и программам среднего профессионального
образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
1.2. Подлежащая внедрению в ГОУ РФ Целевая модель наставничества обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее Целевая модель) нацелена на достижение результатов федеральных и региональных
проектов
«Современная
школа»,
«Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)» и «Уcпex каждого ребенка»
национального проекта «Образование».
1.3. Настоящее положение разработано в целях обеспечения взаимодействия ГОУ,
внедряющего Целевую модель, с организациями (предприятиями) реального сектора
экономики, учреждениями культуры и науки, в том числе организациями-партнерами –
участниками сетевого взаимодействия, а также общественными объединениями, в том
числе имеющими своей целью решение задач патриотического и военно-патриотического
воспитания детей и молодежи.
1.4. Настоящее Положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого,
регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в
деятельности наставничества.
1.

2. Термины и определения
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программы наставничества в ГОУ.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставничество – технология передачи опыта, знаний, формирования компетенций,
метакомпетенций, освоения ценностей через неформальное взаимодействие, основанное
на доверии и партнерстве. Может осуществляться как в индивидуальной («наставникнаставляемый»), так и в групповой («наставник- группа наставляемых») форме.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
«обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор – сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа ее
социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

2

Благодарный выпускник – выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с
ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом,
мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует
стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество ГОУ) – сотрудники образовательной организации,
обучающиеся, их родители, выпускники и иные субъекты, объединенные стремлением
внести вклад в развитие организации и действующие совместно ради этой цели.
Образовательное пространство региона –
сеть образовательных событий,
организуемых групповыми и индивидуальными субъектами (учреждениями образования,
культуры, спорта, предприятиями и т.п., конструктивными сообществами и
инициативными гражданами); совокупность данных субъектов является инфраструктурой,
обладающей образовательным потенциалом в решении задач программы наставничества
ГОУ.
Тандем – пара «наставник-наставляемый». Слово «тандем» пришло в русский из
английского языка в начале 20 века. Помимо технического значения, оно имело еще одно
– обозначало легкий двухколесный экипаж, запряженный двумя лошадьми цугом, также
велосипед с двумя сиденьями одно за другим. Термин используется в практике
наставничества, подчеркивая способ достижения успеха – только совместными усилиями.
Родитель/законный представитель –юридически значимый для наставляемого
взрослый, который должен быть включен в программу (даже в качестве пассивного
участника).
3. Цели и задачи наставничества
3.1. Целью внедрения Целевой модели является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности. Целью
также становится создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 11 до
18 лет, педагогов разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на
территории Российской Федерации, в программы наставничества.
3.2. Задачи реализации целевой модели наставничества:
● улучшение показателей организации в образовательной, социокультурной, спортивной
и других сферах;
● подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная
насыщенность;
● раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого
обучающегося, поддержка индивидуальной образовательной траектории;
● создание экологичной среды для развития и повышения квалификации педагогов,
увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
● формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной
организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности.
4. Организационные основы наставничества
4.1. Наставничество в ГБОУ организуется на основании приказа директора.
4.2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель
директора ГБОУ по учебно-воспитательной работе.
4.3. Куратор наставничества назначается приказом руководителя ГБОУ в соответствии
с критериями В задачи куратора входит сбор и работа с базой наставников и
наставляемых, организация обучения наставников, контроль за проведением всех этапов

3

реализации целевой модели, решение организационных вопросов, мониторинг реализации
и получение обратной связи от участников и партнеров программы.
4.4. Разработка программы наставничества осуществляется проектной группой,
назначаемой приказом директора.
4.5. Программа наставничества в ГБОУ реализуется в ходе работы куратора с базами
наставляемых и наставников. Формирование баз наставников и наставляемых
осуществляется куратором во взаимодействии с педагогическими работниками ГБОУ,
классными
руководителями,
родителями/законными
представителями
несовершеннолетних на основании информации о потребностях, обучающихся и
педагогов как потенциальных участниках программы.
4.6. Наставляемыми могут быть обучающиеся по программам среднего общего
(рекомендуются
обучающиеся
11-18
лет),
дополнительного
и
среднего
профессионального образования на условиях свободного вхождения в выбранную
программу и согласия родителей/законных представителей, а также педагоги.
База наставляемых формируется из
4.6.1. обучающихся/студентов, обладающих следующими характеристиками:
- проявившие выдающиеся способности, повышенный интерес к определенным
предметам, который может определить профессиональный выбор;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- желающие овладеть цифровыми навыками, ИКТ и иными современными компетенциями
и т.д.;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте учебы;
-демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
- имеющие проблемы с поведением;
- попавшие в трудную жизненную ситуацию;
4.6.2. педагогов, обладающих следующими характеристиками:
- молодые специалисты;
- не принимающие участие в жизни школы, отстраненные от коллектива;
- находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы.
4.7. Наставниками рассматриваются :
− обучающиеся и студенты, мотивированные помочь другим в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
− педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического
опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
− родители обучающихся — активные участники родительских или управляющих
советов;
− выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
− сотрудники предприятий и организаций, заинтересованные в подготовке будущих
кадров;
−успешные предприниматели, общественные деятели, имеющие потребность передать
свой опыт;
− ветераны педагогического труда.
4.8. К наставнической деятельности в ГОУ допускаются лица, соответствующие
критериям психологической, педагогической, профессиональной (для некоторых форм)
подготовки, при условии прохождения ими обучения.
К наставнической деятельности не допускаются лица,
− имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному
преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых
прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья,
свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в
психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и
4

половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и
общественной нравственности, против общественной безопасности;
− имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо
тяжкие преступления;
− признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
− имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей;
−лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с
вступившим в законную силу приговором суда.
4.9. Эффективность работы наставника определяется наличием прогресса у наставляемого
в области эмоциональной удовлетворенности, изменения поведения, компетенций,
результатов, значимых для ГБОУ, по результатам мониторинга и анализа
индивидуального маршрута наставляемого.
4.10. Участие наставника и наставляемых в программе наставничества основывается на
добровольном согласии. Наставники утверждаются при наличии заявления от них ,по
результатам анкетирования и собеседования при их соответствии критериям с
оформлением портфолио .
4.11. База наставляемых и база наставников составляется при условии заполнения
участниками согласия на обработку персональных данных. Базы можгут меняться в
зависимости от потребностей ГБОУ в целом и от потребностей участников
образовательных отношений: педагогов, учащихся и их родителей/законных
представителей.
4.12. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников программы, а также соглашения наставников,
наставляемых (и наставников в случае реализации формы «ученик\ученик/студент») их
родителей/законных представителей несовершеннолетних наставляемых .
4.13. Формирование тандемов/ групп осуществляется на добровольной основе и
утверждается приказом директора школы.
4.14. С наставниками, приглашенными из внешней среды, составляется договор о
сотрудничестве на безвозмездной основе.
5. Реализация целевой модели наставничества.
5.1. Целевая модель внедряется в процессе реализации программы наставничества,
создаваемой на период не более 1 календарного года проектной группой, назначаемой
приказом директора.
5.2. Программа включает в себя перечень форм наставничества, выбранных
педагогическим коллективом, исходя из образовательных потребностей ГБОУ. Данные
формы и схемы их реализации представляются на педагогическом и родительском
советах, встречах с сообществом ГБОУ, ученической конференции.
5.3. Количество наставляемых, закрепленных за наставником, не может превышать 6
человек.
5.4. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия «наставник –
наставляемый».
•
Первая, организационная, встреча наставника и наставляемого.
•
Вторая, пробная рабочая, встреча наставника и наставляемого.
•
Встреча – планирование рабочего процесса, составление индивидуального
маршрута, наставляемого .
•
Регулярные встречи наставника и наставляемого.
•
Заключительная встреча наставника и наставляемого.

5

5.5. Количество встреч наставник и наставляемый определяют приведении встречипланирования в согласовании с куратором, не реже 1 раза в месяц согласно
индивидуальному маршруту наставляемого.
5.6. Наставник может быть досрочно освобожден от исполнения возложенных на него
обязанностей по осуществлению наставничества приказом директора ГБОУ в случаях:
1) письменного заявления наставника об освобождении от обязанностей по
осуществлению наставничества;
2) невыполнения или ненадлежащего выполнения наставником возложенных на него
обязанностей;
3) письменного мотивированного ходатайства обучающихся ГБОУ;
4) производственной необходимости по месту работы наставника либо по иным
уважительным причинам личного характера.
5.7. Индивидуальный маршрут наставляемого утверждается куратором.
6.
Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.
6.1. Под мониторингом реализации программы наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества
и/или отдельных ее элементах.
6.2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества
(1 раз в полугодие, не позднее 30 марта (промежуточный) и 30 сентября (итоговый)). В
ходе проведения мониторинга отметки не выставляются.
6.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных частей:
•
оценка качества процесса реализации программы наставничества;
•
оценка мотивационно-личностного,
компетентностного,
профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
6.4. Оценка качества реализации программы наставничества в ГБОУ направлена на:
 изучение (оценку) качества программы наставничества, сильных
и
слабых
сторон,
качества
совместной работы
тандемов/групп
посредством
проведения куратором анализа;
 выявление соответствия условий реализации программы наставничества
требованиям и принципам Целевой модели
 Оценка качества реализации программы наставничества также осуществляется
на основе анкет удовлетворенности наставников и наставляемых организацией
наставнической деятельности в ГБОУ. Данные анкеты заполняются на заключительном
этапе программы.
6.5. Для уточнения данных оценочных методик могут быть использованы архивные
данные (школьные оценки и данные о посещаемости, рецидивы и статистику
правонарушений, данные включенного наблюдения, отзывы участников образовательной
и наставнической деятельности и др.).
6.6. Результаты мониторинга являются основанием для оценки работы наставника. В
период завершения программы наставник оформляет отчет в свободной форме, где
отмечает успехи, достигнутые в реализации программы, сложности и перспективы
развития наставляемого.
6.7. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ГБОУ на его сайте
размещается и своевременно обновляется следующая информация:
 перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы
наставничества ОО;
 анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
7. Обязанности и права куратора
7.1. Обязанности куратора:
6


формирование и актуализация базы наставников и наставляемых;

координация работы по разработке ежегодной Программы наставничества
ГБОУ;

организация и контроль мероприятий в рамках утвержденной Программы;

подготовка проектов документов, сопровождающих наставническую
деятельность и представление их на утверждение руководителю ГБОУ;

оказание своевременной информационной, методической и консультационной
поддержки участникам наставнической деятельности;

мониторинг и оценка качества Программы, прохождения индивидуальных
маршрутов, наставляемых;

своевременный сбор данных по оценке эффективности внедрения Целевой
модели по запросам органов управления образования;

получение обратной связи от участников Программы и иных причастных к ее
реализации лиц (через опросы, анкетирование), обработка полученных результатов;

анализ, обобщение положительного опыта осуществления наставнической
деятельности в ГБОУ и участие в его распространении.
7.2. Куратор имеет право:
 запрашивать документы (индивидуальные маршруты наставляемых,
заявления, представления, анкеты) и информацию (для осуществления мониторинга и
оценки) от участников Программы;
 организовать сбор данных о наставляемых через доступные источники
(родители, классные руководители, педагоги-психологи, профориентационные тесты и
др.);
 вносить предложения по изменениям и дополнениям в документы ГБОУ,
сопровождающие наставническую деятельность;
 инициировать мероприятия в рамках реализации Программы в ГБОУ;
 принимать участие во встречах наставников с наставляемыми;
 вносить на рассмотрение руководству ГБОУ предложения о поощрении
участников Программы;
 принимать участие в организации взаимодействия тандемов/групп;
 на поощрение при выполнении показателей эффективности наставничества
и высокого качества Программы.
8.

Обязанности и права наставника:

8.1. Наставник обязан:
• Знать требования законодательства в сфере образования, определяющих права
и обязанности.
• Разработать совместно с наставляемым индивидуальный маршрут.
• Проводить мероприятия с наставляемым в соответствии с индивидуальным
маршрутом в различных формах (встречи, практикумы, тренинги, тренировки, мастерклассы и т.п.) и контролировать его самостоятельную работу.
•
Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить
векторы развития.
•
Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и
открытого диалога.
•
Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, обсуждая с ним
долгосрочную перспективу.

7

•
Предлагать свою помощь в достижении целей наставляемого и указывать на риски
и противоречия.
•
Не навязывать
наставляемому
собственное мнение и позицию,
стимулировать развитие у наставляемого индивидуального видения.
•
Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку,
мотивировать его.
•
Личным примером развивать положительные качества наставляемого, привлекать к
участию в общественной жизни, содействовать развитию общекультурного и
профессионального кругозора
•
Подводить итоги Программы, формировать отчет о проделанной работе с
предложениями и выводами.
8.2. Права наставника.
•
Обращаться к куратору с предложениями по внесению изменений и дополнений в
документацию и инструменты осуществления программы наставничества; за
организационно-методической поддержкой и психолого-педагогическим
сопровождением;
•
Принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с обучением и воспитанием
наставляемых, в том числе вносить предложения руководителю ГБОУ об их поощрении.
•
Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним объяснения.
•
Проходить обучение.
•
Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
9.
Обязанности и права наставляемого:
9.1. Обязанности наставляемого.
• Знать требования законодательства в сфере образования, определяющих права и
обязанности.
• Разработать совместно с наставником свой индивидуальный маршрут.
• Выполнять задания индивидуального маршрута.
• Выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с выполнением
индивидуального маршрута, учиться у него практическому решению поставленных задач,
формировать поведенческие навыки;
• Отчитываться перед наставником (в части выполнения касающихся его
мероприятий индивидуального маршрута);
• Сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением
определенных пунктов индивидуального плана.
• Проявлять дисциплинированность, организованность и ответственное отношение к
учебе и всем видам деятельности в рамках наставничества;
• Принимать участие в мероприятиях, организованных для лиц, в отношении
которых осуществляется наставничество, в соответствии с программой наставничества
ГБОУ.
9.2. Права наставляемого.
• Вносить
на
рассмотрение
администрации
школы
предложения
по
совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
• Выбирать самому наставника из предложенных кандидатур.
• При невозможности установления личного контакта с наставником выходить с
соответствующим ходатайством о его замене к куратору Программы в ГБОУ.
• Пользоваться имеющимися в ГБОУ ресурсами, обеспечивающими выполнение
индивидуального плана.
8

• В индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по
вопросам, связанным с выполнением индивидуального маршрута; запрашивать
интересующую информацию;
• Рассчитывать на психологическое сопровождение.
• Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах
наставничества.
• Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.
10.
Формы и условия поощрения наставников.
10.1. Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение в ГБОУ тематических фестивалей, форумов,
конференций.
 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия
на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
 Проведение конкурса профессионального мастерства в ГБОУ;
 Создание тематической рубрики на сайте ГБОУ с целью информационной и
методической поддержки программы;
 Награждение грамотами ГОУ «Лучший наставник»;
 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся, по
месту работы/учебы наставника.
 Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении
аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат
ГБОУ.
 Руководство ГБОУ вправе применять иные методы нематериальной и
материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и
повышения его эффективности.
10.2. В целях обеспечения открытости реализации Целевой модели в ГБОУ на его сайте
размещается и своевременно обновляется следующая информация:
− перечень социальных партнеров, участвующих в реализации Программы наставничества
ГБОУ;
− анонсы мероприятий, проводимых в рамках внедрения Целевой модели и др.
11.
Документы, регламентирующие наставничество
К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
•
Положение о наставничестве в ГБОУ;
•
Программа наставничества в ГБОУ;
•
Плана реализации целевой модели наставничества в ГБОУ («Дорожная карта»)
•
Приказ о назначение куратора и наставников программы наставничества ГБОУ;
об утверждении тандемов/групп.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».