Положение о службе медиации

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педагогического совета
от 28.10.2020 года № 3
с учетом мнения родительской
общественности
Протокол Совета родителей
от 28.10.2020 №2
с учетом мнения обучающихся
Протокол Совета обучающихся
от 28.10.2020

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа №605
___________ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 29.10.2020 года № 300

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБЕ МЕДИАЦИИ

1. Общие положения
1.1. Служба медиации является объединением обучающихся и педагогов,
действующей в образовательном учреждении на основе добровольческих усилий
обучающихся.
1.2. Правовой основой создания и деятельности службы школьной медиации
является:
 Конституция Российской Федерации;
 Гражданский кодекс Российской Федерации;
 Семейный кодекс Российской Федерации;
 Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Конвенция о правах ребенка;
 Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996,
2007 годов;
2. Цели и задачи службы медиации
2.1. Целью службы медиации является:
2.1.1.
распространение
среди
обучающихся,
родителей
и
педагогов
цивилизованных форм разрешения конфликтов;
2.1.2.
помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе
принципов восстановительной медиации;
2.1.3.
снижение количества административного реагирования на правонарушения.
2.2. Задачами службы медиации являются:
2.2.1. проведение примирительных программ (восстановительных медиаций,
кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников
конфликтов и криминальных ситуаций;
2.2.2. обучение
школьников
цивилизованным
методам
урегулирования
конфликтов и ответственности;
2.2.3. информирование учеников и педагогов о принципах и ценностях
восстановительной медиации;
2. Принципы деятельности службы медиации
3.1. Деятельность службы медиации основана на следующих принципах:
3.1.1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
3.1.2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы не
разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет
информация о готовящемся преступлении, а также примирительный договор (по
согласованию с участниками встречи и подписанный ими).
3.1.3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба
примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной
стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам
самостоятельно найти решение.

2

3. Порядок формирования службы медиации
4.1. В состав службы медиации могут входить школьники 8-11 классов,
прошедшие обучение проведению примирительных программ (в модели
восстановительной медиации).
4.2. Руководителем службы может быть социальный педагог, психолог или иной
педагогический работник школы, на которого возлагаются обязанности по
руководству службой примирения приказом директора школы.
4.3. Руководителем службы медиации может быть человек, прошедший обучение
проведению примирительных программ (в модели восстановительной медиации).
4.4. Вопросы членства в службе медиации, требований к обучающимся, входящим
в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением,
могут определяться Уставом, принимаемым службой медиации самостоятельно.
4. Порядок работы службы медиации
5.1 . Служба медиации может получать информацию о случаях конфликтного
или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы,
членов службы примирения, родителей.
5.2. Служба медиации принимает решение о возможности или невозможности
примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При
необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы.
5.3. Примирительная
программа
начинается
в
случае
согласия
конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или
обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или
преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей
или их участие во встрече.
5.4. В случае если примирительная программа планируется, когда дело
находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о ее проведении ставится в
известность администрация школы и родители, и при необходимости
производится согласование с соответствующими органами внутренних дел.
5.5. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит
руководитель службы медиации.
5.6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный
ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае
криминальной ситуации) руководитель службы медиации принимает участие в
проводимой программе.
5.7. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет,
примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
5.8. Служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения
программы в каждом отдельном случае.
5.9. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие
стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в
письменном примирительном договоре или устном соглашении.
5.10. При
необходимости
служба
медиации
передает
копию
примирительного договора администрации школы.
5.11. Служба медиации помогает определить способ выполнения обязательств,
взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность
за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба
медиации может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам
осознать причины трудностей и пути их преодоления, что должно быть оговорено в
письменном или устном соглашении.
3

5.12. При необходимости служба медиации информирует участников
примирительной программы о возможностях других специалистов (социального
педагога, психолога, имеющихся на территории учреждений социальной сферы).
5.13. Деятельность службы медиации фиксируется в журналах и отчетах,
которые являются внутренними документами службы;
5.14. Медиация (и другие восстановительные практики) не является
психологической процедурой, и потому не требует обязательного согласия со
стороны родителей. Однако куратор старается по возможности информировать и
привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям
дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие
является обязательным).
5. Организация деятельности службы медиации
6.1. Службе медиации по согласованию с администрацией школы
предоставляется помещение для сборов и проведения примирительных программ,
а также возможность использовать иные ресурсы школы - такие, как оборудование,
оргтехника, канцелярские принадлежности, средства информации и другие.
6.2. Должностные лица школы оказывают службе медиации содействие в
распространении информации о деятельности службы среди педагогов и
школьников.
6.3. Служба медиации имеет право пользоваться услугами психолога,
социального педагога и других специалистов школы.
6.4. Администрация школы содействует службе медиации в организации
взаимодействия с педагогами школы, а также социальными службами и другими
организациями. Администрация стимулирует педагогов обращаться в службу
медиации или самим использовать восстановительные практики.
6.5. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в
Круге сообщества или Семейной восстановительной конференции), то
административные действия в отношении данных участников конфликта
приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных
действий принимается после получения информации о результатах работы службы
медиации и достигнутых договоренностях сторон.
6.6. Администрация школы поддерживает участие куратора службы медиации в
собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов.
6.7. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между
администрацией и службой медиации по улучшению работы службы и ее
взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в
примирительных встречах большему числу желающих.
6.8. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по
которому
возбуждено уголовное дело, администрация школы может
ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а
также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность
обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного
ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного
потерпевшему.
6.9. Служба медиации может вносить на рассмотрение администрации
предложения по снижению конфликтности в школе.
6. Заключительные положения
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
4

7.2. Изменения в настоящее положение вносятся директором школы
предложению службы медиации или органов школьного самоуправления

по

5

Приложение 1
Порядок работы медиатора в восстановительной модели медиации
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Задачи работы ведущего (медиатора):
1. получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для
работы с использованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как
минимум, свое участие) в содеянном.
2. если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП),
выяснить, на какой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические
последствия успешного проведения программы;
3. связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной
встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или
пострадавший) и данный случай рассматривается компетентными органами, медиатор
обязательно связывается с законными представителями несовершеннолетнего.
Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности,
непонимания, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или
криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных
органов и учреждений, и предложить участникам конфликта восстановительный способ
разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на
протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать сквозные задачи. Их
реализация помогает сторонам переключиться на будущее и построить конструктивный
выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы:
 достижение и удержание контакта со сторонами;
 создание условий для конструктивного выражения эмоций;
 создание безопасной атмосферы во время работы;
 создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно,
принципиальные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы диктуют
специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна
быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам –
безопасная атмосфера во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен
позаботиться об этом и четко уяснить для себя, как он будет представляться, то есть :
 кто он и его роль в деле;
 роль и функции организации, которую он представляет;
 его взаимоотношения со сторонами.
Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…).
Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий
программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или
службу), я не представляю ни одну из сторон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша
организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом
и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах
добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней
участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать никакую
6

информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах.
Исключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении,
в этом случае я обязан сообщить в компетентные органы.
2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с
точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
 помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать
о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о
друзьях, о своих состояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его
последствиям);
 внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;
 в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
 обсудить ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,
рассказать о ценностях восстановительной медиации.
 Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что
человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении
ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.
3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход
из ситуации.
Обсуждаемые вопросы:
 какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям эти
выходы могут привести;
 пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной;
 варианты заглаживания вреда;
 в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на
адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании
вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей;
 если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы
несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и
ближайшего социального окружения;
 рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой
встречи;
 обсудить встречу с другой стороной
как возможный вариант действия,
направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече являются
стороны, а медиатор обеспечивает конструктивность и безопасность;
 предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона
хочет
обсуждать на встрече (сформировать повестку дня);
 проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного
соглашения;
 если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия.
Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы
восстановительного правосудия: Круги или семейные конференции. В случае
категорического несогласия на любые формы общения можно предложить не решать
вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;

7

 независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то
специалистов;
 если сторона согласна на встречу сторон, приступить к 4 фазе.
4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной
своей роли на встрече.
Возможные действия медиатора:
 рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах,
роли сторон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц).
Сформировать на основе предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении
правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести
дополнения;
 если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право
отказаться от участия в программе;
 пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за
безопасность, координирование действий,
поддержка диалога). Подчеркнуть
ответственность сторон за принятие решения;
 обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место
встречи;
 поблагодарить за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи
1. Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2. Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3. Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече
(только результат или подписанный договор).
4. Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв,
перенести продолжение встречи на другой день.
5. Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с
медиатором.
ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза. Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
1. заранее подготовить место для встречи сторон;
2. поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо –
познакомить участников друг с другом;
3. объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4. объявить основные пункты повестки дня.
2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе
встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это
помогало конструктивному диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению
друг к другу.
3 фаза. Поддержка восстановительных действий на встрече
8

и фиксация решений сторон.
Задачи:
1. поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2. поддержать извинения и прощение;
3. инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4. обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации;
5. обсудить и принять механизм реализации решений.
4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников.
Вопросы для обсуждения:
 что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
 что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
 какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя
в этом;
 чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в какомлибо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.
5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
 фиксировать решения и четкий план их реализации;
 обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
 зафиксировать устное соглашение или письменный договор.
6 фаза. Рефлексия встречи
 обсудить,
удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то
недоговоренное?
 спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с рассказом сторон друг
другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА
(Может проходить через 2-3 недели)
Задачи:
1. провести рефлексию результатов медиации;
2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;
3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций.
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
 как развиваются ваши отношения и как выполняется договор?
 что важного для себя вы поняли в результате встречи?
 рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
 бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к
медиаторам?

9

Приложение 2
Форма мониторинга деятельности службы примирения
Образовате
льное
учреждение

Количество
медиаторов

Количество завершённых
программ

Общее
количество
участников
программ

подростков

Количество
случаев,
рассмотренных с
участием
специалистов из
территориальных
служб примирения
(ТСП)

взрослых

Всего

Круги сообщества

Школьная
конференция

Медиация

подростков

взрослых

Количе
ство
поступ
ивших
случае
в

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».