Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга ПРИНЯТО Протокол педагогического совета от 30.08.2018 года № 1 УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школа №605 подпись______ Е.Б.Поломошнова Приказ от 31.08.2018 года № 326 ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом об образовании в Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним другими законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации в области образования. 1.2. При разработке Положения образовательное учреждение руководствовалось Федеральными Законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, типовым положением, Уставом образовательного учреждения. 1.3. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК) в ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга. 1.4. Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и результатах образовательной деятельности с целью принятия на этой основе управленческого решения. Внутришкольный контроль может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ. Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования. 1.5. Положение о ВШК принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВШК 2.1. Целью внутришкольного мониторинга качества образования является обеспечение органов управления школы, экспертов в области образования, осуществляющих общественный характер управления образовательным учреждением, информацией о состоянии и динамике качества образования в школе. 2.2. Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации ФГОС НОО и ООО: выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФКГОС и ФГОС; оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретного уровня образования; изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования; анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий; 2 выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательной деятельности и разработка предложений по их устранению; изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФКГОС и ФГОС; информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательной деятельности. 2.3. Направления контроля: контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня образования; контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы (и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС; контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и других). 3.СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ: 3.1. Содержание контроля: выполнение Закона РФ «Об образовании» в части обязательности основного общего образования; использование методического обеспечения в образовательном процессе; реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения утвержденных учебных графиков; ведение школьной документации (рабочие программы, классные журналы, в т.ч. электронные, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.); уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний; формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС, соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; соблюдение порядка проведения годовой промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости; работа творческих групп, методических объединений, библиотеки; реализация воспитательных программ и их результативности; охрана труда и здоровья участников образовательного процесса; исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов; состояние УМК; выполнение требований СанПиН; другие вопросы в рамках компетенции директора школы. 3.2. Методы контроля: анкетирование; тестирование; социальный опрос; мониторинг; письменный и устный опрос; посещение уроков; наблюдение; изучение документации; беседа; хронометраж и другие. 3 4.ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВШК 4.1.Виды ВШК (по содержанию): тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы коллектива, подразделения, группы, МО, одного учителя или классного руководителя); фронтальный /комплексный/ (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя); предупредительный (предварительное изучение проблемного вопроса) 4.2. Формы ВШК: Персональный (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля). Классно-обобщающий (при тематическом и фронтальном контроле). Тематический Предметно-обобщающий (при тематическом контроле и фронтальном контроле). 4.3. ВШК может осуществляться в виде плановых или внеплановых проверок. ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом, который является частью плана работы школы на учебный год. План ВШК доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при директоре, педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогов месте. ВШК осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. ВШК в виде внеплановых проверок осуществляется в целях установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их родителей (законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных ситуаций между участниками образовательных отношений. Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов: определение цели контроля; объекты контроля; составление плана проверки; инструктаж участников; выбор форм и методов контроля; констатация фактического состояния дел; объективная оценка этого состояния; выводы, вытекающие из оценки; рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков; определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль. 4.4. ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебновоспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты. 4.5. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. 4.6. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий. 4 4.7.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. 4.8. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения. 4.9. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается: цель контроля; сроки; состав комиссии; какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, посмотрена школьная документация, собеседования и т.д.); констатация фактов (что выявлено); выводы; рекомендации или предложения; где проведены итоги проверки (М/О, совещание педагогического коллектива, совещание при заместителе директора, индивидуально, …); дата и подпись ответственного за написание справки. 4.10. Проверяемый педагогический работник имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 4.11. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников. 4.12. Директор школы по результатам ВШК принимает решения: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов; о привлечении к дисциплинарной ответственности работников; о поощрении работников; иные решения в пределах своей компетенции. 5.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВШК 5.1.Персональный контроль 5.1.1.Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. 5.1.2.В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности: ꞏ уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам обучения и воспитания; ꞏ умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; ꞏ умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной коммуникативной культуры обучающихся; 5 ꞏ уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; ꞏ уровень подготовки учащихся; ꞏ сохранение контингента учащихся. 5.1.3.При оценке деятельности учителя учитывается: ꞏ выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.); ꞏ уровень знаний, умений, навыков учащихся; ꞏ степень самостоятельности учащихся; ꞏ дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения; ꞏ совместная деятельность учителя и ученика; ꞏ наличие положительного эмоционального микроклимата; ꞏ умение отбирать содержимое учебного материала; ꞏ способность к анализу педагогических ситуаций; ꞏ умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и реализовывать план своего развития; ꞏ формы повышения профессиональной квалификации учителя. 5.1.4.При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право: ꞏ знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы); ꞏ изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий; ꞏ анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.); ꞏ анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя; ꞏ выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.; ꞏ организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей; ꞏ делать выводы и принимать управленческие решения. 5.2.Классно-обобщающий контроль 5.2.1.Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе. 5.2.2.Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе. 5.2.3.В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе: деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация; выполнение единых требований к учащимся; стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; выполнение учебных программ (теоретической и практической части); владение учителем педагогическими технологиями при организации обучения; соблюдение единого орфографического режима; работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими; 6 дифференциация и индивидуализация обучения; работа с родителями учащихся; воспитательная работа; социально-психологический климат в классном коллективе. 5.2.4.Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. 5.2.5.По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. 5.3.Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы, программы, проекты; поурочные разработки уроков «под ФГОС» (план-конспекты уроков), рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д. 5.4.Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного процесса. В ситуации введения стандарта второго поколения он связан с вопросами реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и других). 5.5.Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности образовательного учреждения школы или педагогического работника, прохождения определенной учебной темы. Объектом особого внимания в этом случае становится изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной темы. 5.6.Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения основной образовательной программы. 7 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)