положение о внутришкольном контроле

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО
Протокол педагогического совета
от 30.08.2018 года № 1

УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа №605
подпись______ Е.Б.Поломошнова
Приказ от 31.08.2018 года № 326

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРИШКОЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о внутришкольном контроле (далее Положение) разработано в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом об образовании в
Российской Федерации, принимаемые в соответствии с ним другими законами и иными
нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными
нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации в области образования.
1.2. При разработке Положения образовательное учреждение руководствовалось
Федеральными Законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего
органа управления образованием, типовым положением, Уставом образовательного
учреждения.
1.3. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения
внутришкольного контроля (ВШК) в ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением
немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга.
1.4. Внутришкольный контроль – процесс получения и переработки информации о ходе и
результатах образовательной деятельности с целью принятия на этой основе
управленческого решения.
Внутришкольный
контроль
может
осуществляться
в
виде
плановых
или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.
Внутришкольный контроль в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с
утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает
нерациональное дублирование в организации проверок. Он доводится до членов
педагогического коллектива в начале учебного года.
Внутришкольный контроль в виде оперативных проверок осуществляется в целях
установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях
обучающихся и их родителей или других граждан, организаций, урегулирования
конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
Внутришкольный контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет,
обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса
для эффективного решения задач управления качеством образования.
1.5. Положение о ВШК принимается педагогическим советом, имеющим право вносить в
него изменения и дополнения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВШК
2.1. Целью внутришкольного мониторинга качества образования является обеспечение
органов управления школы, экспертов в области образования, осуществляющих
общественный характер управления образовательным учреждением, информацией о
состоянии и динамике качества образования в школе.
2.2. Задачи внутришкольного контроля в рамках реализации ФГОС НОО и ООО:
 выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной
образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФКГОС и ФГОС;
 оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения
обучающимися основной образовательной программы конкретного уровня
образования;
 изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования;
 анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по
реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе
по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;

2



выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательной
деятельности и разработка предложений по их устранению;
 изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФКГОС и ФГОС;
 информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений,
обоснованное прогнозирование образовательной деятельности.
2.3. Направления контроля:
 контроль результатов освоения обучающимися основной образовательной программы
соответствующего уровня образования;
 контроль соответствия структуры и содержания основной образовательной программы
(и вносимых в нее изменений) требованиям ФГОС;
 контроль условий реализации основной образовательной программы (кадровых,
материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических
и других).
3.СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ:
3.1. Содержание контроля:
 выполнение Закона РФ «Об образовании» в части обязательности основного общего
образования;
 использование методического обеспечения в образовательном процессе;
 реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдения
утвержденных учебных графиков;
 ведение школьной документации (рабочие программы, классные журналы, в т.ч.
электронные, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
 уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний;
 формирование универсальных учебных действий как требование ФГОС,
 соблюдение Устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных
актов школы;
 соблюдение порядка проведения годовой промежуточной и государственной итоговой
аттестации обучающихся и текущего контроля их успеваемости;
 работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
 реализация воспитательных программ и их результативности;
 охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
 исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
 состояние УМК;
 выполнение требований СанПиН;
 другие вопросы в рамках компетенции директора школы.
3.2. Методы контроля:
 анкетирование;
 тестирование;
 социальный опрос;
 мониторинг;
 письменный и устный опрос;
 посещение уроков;
 наблюдение;
 изучение документации;
 беседа;
 хронометраж и другие.

3

4.ВИДЫ, ФОРМЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВШК
4.1.Виды ВШК (по содержанию):
 тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса в практике работы
коллектива, подразделения, группы, МО, одного учителя или классного руководителя);
 фронтальный /комплексный/ (всестороннее изучение коллектива, группы или одного
учителя);
 предупредительный (предварительное изучение проблемного вопроса)
4.2. Формы ВШК:
 Персональный (имеет место, как при тематическом, так и при фронтальном виде
контроля).
 Классно-обобщающий (при тематическом и фронтальном контроле).
 Тематический
 Предметно-обобщающий (при тематическом контроле и фронтальном контроле).
4.3. ВШК может осуществляться в виде плановых или внеплановых проверок.
ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным
планом, который является частью плана работы школы на учебный год. План ВШК
доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года на совещании при
директоре, педагогическом совете, вывешивается в доступном для педагогов месте. ВШК
осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной
работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся.
ВШК в виде внеплановых проверок осуществляется в целях установления фактов и
проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и (или) их
родителей (законных представителей), организаций, урегулирования конфликтных
ситуаций между участниками образовательных отношений.
Организация проверки состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из
следующих этапов:
 определение цели контроля;
 объекты контроля;
 составление плана проверки;
 инструктаж участников;
 выбор форм и методов контроля;
 констатация фактического состояния дел;
 объективная оценка этого состояния;
 выводы, вытекающие из оценки;
 рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению
недостатков;
 определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
4.4. ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебновоспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к
участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и
отдельные специалисты.
4.5. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок
предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы
конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и
сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки.
4.6. Продолжительность тематических или фронтальных проверок не должна превышать 15
дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий.

4

4.7.Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к предмету контроля.
4.8. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и
его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы
без предварительного предупреждения.
4.9. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой
указывается: цель контроля; сроки; состав комиссии; какая работа проведена в процессе
проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, посмотрена школьная
документация, собеседования и т.д.); констатация фактов (что выявлено); выводы;
рекомендации или предложения; где проведены итоги проверки (М/О, совещание
педагогического коллектива, совещание при заместителе директора, индивидуально, …);
дата и подпись ответственного за написание справки.
4.10. Проверяемый педагогический работник имеет право:
 знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
 знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
 своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
 обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы
управления образованием при несогласии с результатами контроля.
4.11. По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом
реального положения дел:
 проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные
совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
 результаты проверок могут учитываться при проведении аттестации педагогических
работников.
4.12. Директор школы по результатам ВШК принимает решения:
 об издании соответствующего приказа;
 об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
 о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
 о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
 о поощрении работников;
 иные решения в пределах своей компетенции.
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ВШК
5.1.Персональный контроль
5.1.1.Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической
деятельности отдельного учителя.
5.1.2.В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня
компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и
продуктивности:
ꞏ
уровень знаний учителя по основам теории педагогики, психологии и возрастной
физиологии; по содержанию базового компонента преподаваемого предмета; по методикам
обучения и воспитания;
ꞏ
умение создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе;
ꞏ
умение применять в практической деятельности широкий набор методов, приемов и
средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные
формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и
развития познавательной коммуникативной культуры обучающихся;

5

ꞏ
уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее
эффективными формами, методами и приемами обучения;
ꞏ
уровень подготовки учащихся;
ꞏ
сохранение контингента учащихся.
5.1.3.При оценке деятельности учителя учитывается:
ꞏ
выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала,
проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
ꞏ
уровень знаний, умений, навыков учащихся;
ꞏ
степень самостоятельности учащихся;
ꞏ
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения;
ꞏ
совместная деятельность учителя и ученика;
ꞏ
наличие положительного эмоционального микроклимата;
ꞏ
умение отбирать содержимое учебного материала;
ꞏ
способность к анализу педагогических ситуаций;
ꞏ
умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт, составлять и
реализовывать план своего развития;
ꞏ
формы повышения профессиональной квалификации учителя.
5.1.4.При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право:
ꞏ
знакомиться
с
документацией
в
соответствии
с
должностными
обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными
журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний,
планами воспитательной работы);
ꞏ
изучать практическую деятельность педагогических работников школы через
посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий;
ꞏ
анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности
(контрольные работы, срезы и т.д.);
ꞏ
анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы
учителя;
ꞏ
выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках,
конференциях и т.д.;
ꞏ
организовывать социологические, психологические, педагогические исследования:
анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
ꞏ
делать выводы и принимать управленческие решения.
5.2.Классно-обобщающий контроль
5.2.1.Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе.
5.2.2.Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии
учебно-воспитательного процесса в том или ином классе.
5.2.3.В ходе классно-обобщающего контроля изучается весь комплекс учебновоспитательной работы в отдельном классе:
 деятельность всех учителей;
 включение учащихся в познавательную деятельность;
 привитие интереса к знаниям;
 уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация;
 выполнение единых требований к учащимся;
 стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании,
самоопределении;
 сотрудничество учителя и учащихся;
 выполнение учебных программ (теоретической и практической части);
 владение учителем педагогическими технологиями при организации обучения;
 соблюдение единого орфографического режима;
 работа учителя по предупреждению отставания учащихся, работа с неуспевающими;

6

 дифференциация и индивидуализация обучения;
 работа с родителями учащихся;
 воспитательная работа;
 социально-психологический климат в классном коллективе.
5.2.4.Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по
результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.
5.2.5.По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при
директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.
5.3.Предварительный контроль предусматривает анализ готовности педагогических
работников к выполнению предстоящей работы и оказание им на стадии подготовки
необходимой методической помощи. В этом случае предметом анализа могут стать: планы,
программы, проекты; поурочные разработки уроков «под ФГОС» (план-конспекты уроков),
рабочие программы по учебным предметам, созданные на основе примерных с учетом
требований стандарта второго поколения; программы внеурочной деятельности и т.д.
5.4.Текущий контроль проводится в течение любого отрезка времени образовательного
процесса. В ситуации введения стандарта второго поколения он связан с вопросами
реализации основной образовательной программы и ее отдельных составляющих (учебного
плана, рабочих программ по учебным предметам, программы духовно-нравственного
воспитания и развития школьников, программы коррекционной работы и других).
5.5.Тематический контроль предполагает анализ конкретного направления деятельности
образовательного учреждения школы или педагогического работника, прохождения
определенной учебной темы. Объектом особого внимания в этом случае становится
изучение условий (организационных, методических, дидактических), обеспечивающих
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках конкретной
темы.
5.6.Итоговый контроль связан с изучением промежуточных результатов
образовательного процесса (в конце четверти, полугодия, учебного года, после изучения
большого раздела программного материала) с учетом планируемых результатов освоения
основной образовательной программы.

7
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».