Государственное бюджетное учреждение
дополнительного профессионального образования
Санкт-Петербургская академия постдипломного
педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра математического образования и информатики
email: kmospb@yandex.ru
Тел. 409-82-84
_____________________________________________________________
Информационное письмо
о вариантах реализации учебного предмета «Математика»
в 10-х классах общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга
в 2020/2021 учебном году
В соответствии с ФГОС среднего общего образования в 10-х классах
общеобразовательных организаций в 2020/2021 учебном году изучается учебный предмет
«Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый или
углубленный уровень), в процессе промежуточной аттестации (за полугодия и за год) по этому
предмету выставляется одна отметка.
При освоении курса математики на уровне среднего общего образования формируется
комплекс образовательных результатов: предметных, метапредметных и личностных.
Требования к образовательным результатам указаны в ФГОС СОО, кроме того, планируемые
результаты конкретизированы в Примерной основной образовательной программе СОО.
В соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ
математическое развитие обучающегося в школе осуществляется на различных уровнях в
соответствии с различными образовательными траекториями, при этом задача школы обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью. На
уровне образовательных организаций Концепция предполагает совершенствование содержания
математического образования, средств обучения, методики и технологии обучения, системы
контроля образовательных результатов обучающихся.
Поскольку математика включает две важнейшие содержательные линии: алгебру и
начала математического анализа и геометрию, образовательная организация самостоятельно
может выбрать одну из структурных моделей реализации содержательных линий в рамках
единого учебного предмета «Математика»: параллельную, последовательную или смешанную.
Параллельная модель: параллельное изучение двух содержательных линий отдельными
систематическими курсами.
При реализации модели сохраняется одна из традиций петербургского математического
образования – строгое системное построение математических учебных предметов, а, именно,
раздельное изучение курсов алгебры и геометрии, рассматривающих различные объекты
изучения, имеющих различные дидактические цели и задачи в обучении. Следует отметить, что
данная модель является преемственной к структуре реализации курса математики основной
школы, где преподавание ведется по двум учебным предметам «Алгебра» и «Геометрия».
Реализация параллельной модели требует использования двух отдельных учебников, с
наименованиями, соответствующими содержательным линиям: «Математика: алгебра и начала
математического анализа» (например, УМК «Математика: алгебра и начала математического
анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа» авторов Алимов Ш.А.,
Колягин Ю.М., Ткачева М.В.) и «Математика: геометрия» (например, УМК «Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия» авторов Атанасян Л.С.,
Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б.). УМК из федерального перечня учебников выбираются
образовательной организацией в соответствии с уровнем обучения математике (базовым или
углубленным), реализуемым в 10-11 классах.
В данном случае в учебном плане ОО значится учебный предмет «Математика», в АИС
«Параграф» оформляются две страницы: в строке «Наименование предмета» значится
«Математика: алгебра и начала математического анализа» и «Математика: геометрия».
При этом полугодовые и годовые отметки выставляются по предмету «Математика»:
отметки за полугодия и за год выводятся как среднее арифметическое итоговых отметок по
периодам обучения по содержательным линиям (при условии обязательной аттестации по
каждой). В локальном акте образовательной организации следует прописать на странице какой
содержательной линии будут выставляться отметки промежуточной аттестации по
«Математике».
Последовательная модель: последовательное изучение чередующихся укрупненных
тематических блоков каждой содержательной линии в одном курсе (блок алгебра и начала
математического анализа, блог геометрия и т.д.).
В этом случае создается возможность использовать потенциал межпредметных и
внутрипредметных связей, понятий и явлений, изучаемых как в курсе алгебры и начал
математического анализа и геометрии, так и других дисциплин школьного курса,
ориентированных на формирование целостных представлений о мире и общей культуры
обучающихся.
Реализацию последовательной модели желательно осуществлять с использованием
учебника, соответствующего наименования «Математика» (например, УМК «Математика:
Алгебра и начала математического анализа, геометрия» авторов Вернер А.Л., Карп А.П.).
Возможно использование двух учебников с наименованиями, соответствующими
содержательным линиям: «Математика: алгебра и начала математического анализа» (например,
УМК «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала
математического анализа» авторов Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Ткачева М.В.) и «Математика:
геометрия» (например, УМК «Математика: алгебра и начала математического анализа,
геометрия. Геометрия» авторов Атанасян Л.С., Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б.). УМК из
федерального перечня учебников выбираются образовательной организацией в соответствии с
уровнем обучения математике (базовым или углубленным), реализуемым в 10-11 классах.
В данном случае оформляется одна страница в АИС «Параграф» по предмету
«Математика» и выставляется одна отметка по результатам промежуточной аттестации (за
полугодия и год).
Смешанная модель: параллельное изучение двух содержательных линий в рамках одного
курса.
В этом случае реализуется единый учебный предмет «Математика» с сохранением
организационной структуры преподавания по содержательным линиям (уроки алгебры и начал
математического анализа и геометрии ведутся подряд в соответствии с расписанием учебных
занятий, например, для базового уровня: 2 часа алгебры и начал математического анализа и 2
часа геометрии в неделю, и также записываются в электронном журнале на одну страницу
учебного предмета).
Реализация смешанной модели требует использования двух отдельных учебников, с
наименованиями, соответствующими содержательным линиям: «Математика: алгебра и начала
математического анализа» (например, УМК «Математика: алгебра и начала математического
анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа» авторов Алимов Ш.А.,
Колягин Ю.М., Ткачева М.В.) и «Математика: геометрия» (например, УМК «Математика:
алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия» авторов Атанасян Л.С.,
Бутусов В.Ф., Кадомцев С.Б.). УМК из федерального перечня учебников выбираются
образовательной организацией в соответствии с уровнем обучения математике (базовым или
углубленным). УМК из федерального перечня учебников выбираются образовательной
организацией в соответствии с уровнем обучения математике (базовым или углубленным),
реализуемым в 10-11 классах.
В данном случае оформляется одна страница в АИС «Параграф» по предмету
«Математика» и выставляется одна отметка по результатам промежуточной аттестации (за
полугодия и год).
При реализации учебного предмета «Математика» по любой из описанных моделей
учителем составляется одна рабочая программа.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)